р. леви ицхак канторович
АВРААМ


Известны слова наших мудрецов в трактате «Пиркей авот» (1:2): «На трёх вещах зиждется мир: на Торе, на служении и на добродетели». Это три столпа, благодаря которым существует мир. Также известно, что три наших праотца, Авраам, Ицхак и Яков, были основой для раскрытия этих трёх вещей в мире.


Авраам - это столп добродетели, Ицхак - столп сужения, и Яков, последний из праотцов - соответствует столпу Торы. Так как миру необходимы эти три вещи, они должны быть в возможном совершенстве в народе Израиля, народа, ради которого Всевышний сотворил этот мир.

В этой статье мы поговорим об Аврааме, о первом из наших праотцов, который начал раскрывать божественное присутствие в этом мире. Говоря об Аврааме, необходимо заметить, что неспроста основным его качеством была добродетель: Авраам был началом раскрытия истинной веры в мире, а добродетель лежит в основе сотворения мира. Как сказано (Теhилим 89:3): «Мир добродетелью построен». Поэтому, в любом начале (если оно, конечно, благое), присутствует аспект добродетели. И именно поэтому сказали мудрецы в трактате Брахот (26:2): «Авраам учредил утреннею молитву», так как в начале любого дня присутствует аспект добродетели.

Мы уже не раз приводили слова мудрецов из трактата «Пиркей авот» (5:2,3) в связи с разными контекстами. Теперь постараемся пояснить их более широко.
«Десть поколений от Адама до Ноаха, и все они гневили (Всевышнего), пока Он не наслал на них потоп. Десять поколений от Ноаха до Авраама... и все они гневили (Всевышнего), пока не пришёл Авраам и не получил награду за всех».
Удивительны слова наших мудрецов! На первый взгляд, мудрецы приравнивают приход Авраама к приходу потопа. Также непонятно, если все поколения гневили Всевышнего, и им не полагалась награда, то что тогда что получил Авраам!? Да и как можно получить чью то награду? Если бы речь шла о деньгах, то было бы понятно: деньги может взять кто угодно. Но когда мы говорим о награде за выполнение заповедей, тут не так всё просто. Ведь написано в трактате «Пиркей авот» (4:2): «Награда за заповедь - заповедь». Рав Хаим из Воложина пояснил эти слова мудрецов так: сама заповедь является наградой человеку в будущем мире. То есть, совершенство и близость с Творцом, которую дает человеку заповедь - это и есть его награда. Как кто-то другой может забрать у человека его совершенство, которого он так и не достиг?!

Постараемся пояснить. Основная цель нашего прихода в мир - раскрыть единство Творца, раскрыть, что «нет никого, кроме Него». И, на самом деле, для реализации этой цели не обязательно, чтобы мир населяли миллионы людей. Изначально, достаточно было одного человека, который должен был проделать всю эту работу. Но он не справился с этим заданием и совершил фатальную ошибку. Как результат, в мире появилось много людей, цель которых реализовать духовный потенциал, данный именно им. Реализация потенциала происходит в течение всей жизни человека за счёт божественных раскрытий, которые он постигает, служа Творцу. Поэтому, не исключено, что может появиться человек, который, пройдя испытания, постигнет все возможные божественные раскрытия и, тем самым, реализует цель творения!

Однако возникает вопрос, а что же будет с людьми, которые не справились со своим заданием? На самом деле, это отдельная тема. Здесь мы лишь приведем слова наших мудрецов в трактате Рош ашана (17:1): «Люди из народа Израиля и так же из других народов, которые не отрицали Всевышнего, но совершенно не соблюдали заповеди, их спускают в ад и судят там 12 месяцев, затем их тела уничтожаются, а их душа сжигается и ветер развеивает пепел под ноги праведников».
«Люди из народа Израиля и так же из других народов, которые не отрицали Всевышнего, но совершенно не соблюдали заповеди, их спускают в ад и судят там 12 месяцев, затем их тела уничтожаются, а их душа сжигается и ветер развеивает пепел под ноги праведников».
Всё-таки говорят мудрецы, что, в конце концов, эти люди, хотя бы, как пепел, попадают в будущий мир.