Талмуде сказано: «Благословенна цдака, приближающая конечное искупление». И еще: «Только цдака дарует евреям избавление».
В первом приближении эта мысль может показаться очень простой. «Цдака», благотворительность – это форма социальной солидарности народа, заботы о слабых, о самых незащищенных. С благотворительностью мы можем быть уверены, что ни кто не останется в одиночестве перед лицом жизненных проблем, что мы будем сильными и сплоченными – а это, конечно, приблизит время конечного искупления.
Однако существует и более глубокое объяснение талмудической мудрости. То, что благотворительность необходима для защиты слабых – бесспорно. Но не менее, - а, возможно, даже и ее больше, - необходима она для совершенствования сильных. «Цдака дарует избавление» дающему в большей степени, чем получающему помощь!
С точки зрения обыденной логики такая мысль кажется парадоксом. Какая мне польза что-то отдавать? Я работаю изо всех сил, по максимуму использую способности, которые дал мне Б-г, поэтому добился определенного достатка. Вот пусть другие тоже так поработают и всего добьются!... Отдавать что-то, «отрывать от себя» - это вообще нелегко. В книге «Тания» даже написано, что когда человек дает деньги, он как бы отдает собственную кровь. То есть – на эти деньги он мог бы купить себе еду, лекарства, другие необходимые вещи.
Но человек тем и отличается от других существ, сотворенных Б-гом, что у него есть не только тело и кровь, но еще и душа. И напитать свою бессмертную душу человеку важнее, чем ублажить бренное тело! Когда помогаешь человеку в беде, практически выполняешь важнейшую заповедь Торы, заповедь любви к ближнему - твоя собственная душа чувствует огромную радость, поднимается в заоблачные выси, воспаряет к самому престолу Творца.
В традиционных еврейских домах всегда стояла кружка для пожертвований - «цдоке-пушке». Каждый член семьи регулярно опускал в нее деньги, а когда копилка наполнялась, ее передавали в общину на благотворительные нужды. Сейчас, слава Б-гу, эта традиция вновь входит в нашу жизнь. И в этом есть глубокий смысл: душа хочет проявлять щедрость постоянно, это необходимо ей так же, как пища нашему желудку и воздух легким!