Мудрецы в мидраше (Берешит раба, 42) пояснили, что имеется ввиду «эвер» - как «эвер аярден», - что в переводе означает «по другую сторону Иордана». Так и Авраам: весь мир - по одну сторону, служит идолам, строит Вавилонскую башню, а Авраам - по другую, раскрывает единство Творца в мире. Однако здесь также не обойтись без вопросов: ведь Авраам был не одинок: существовала ешива Шема и Эвера, которые также не были со всеми, а жили обособленно, изучая знание о Творце. Почему же именно Авраам удостоился звания «иври»?
Рав Симха-Зисел Бройде, глава ешивы Хеврон, благословенна память праведника, однажды спросил интересный вопрос:
После того, как Яков забрал благословения у Эсава, он вынужден был скрываться. Мать и отец отправили его к Лавану, но Раши (Берешит 28:11) пишет, что Яков в первую очередь отправился в ешиву к Шему и Эверу, и учился там четырнадцать лет. И тут возникает вопрос: если Эсав пылал ненавистью к Якову и жаждал мести, что ему помешало прийти в ешиву и отомстить Якову?
Следовательно, заключает глава ешивы Хеврон, ешива Шема и Эвера - это было особое место, не всякий человек мог туда попасть. Это даже было не совсем "место": лишь тот, кто жаждал познать Творца, мог найти этот дом учения! Поэтому Эсаву даже в голову не пришло искать Якова там.
Можно ещё привести доказательство, что ешива Шема и Эвера была особым местом. В конце главы Толдот (28:9) Раши пишет, что Яков, скрываясь от Эсава в доме Лавана, не выполнял заповедь почитания родителей 22 года. Двадцать - работая на Лавана, и два года - пока возвращался домой. Чтобы восполнить этот недостаток, Яков оплакивал Йосефа 22 года, с момента его продажи и до момента, когда его оповестили, что Йосеф жив. Напрашивается вопрос: получается, что Яков отсутствовал не 22 года, а 36 лет, учитывая 14 лет, которые он проучился в ешиве Шема и Эвера.