р. леви ицхак канторович
АВРААМ-ИВРИ


Написано (Берешит 14:13): «И пришел спасшийся, и известил Аврама-Иври, а тот обитал в дубравах Мамрэй Эморийца, брата Эшкола и брата Анэйра, а они союзники Аврама». Интересно, что имеет в виду Тора, называя Авраама «иври»? Вряд ли сказать, что Авраам был потомком Эвера: ведь у Эвера, кроме Авраама, было немало потомков.


Мудрецы в мидраше (Берешит раба, 42) пояснили, что имеется ввиду «эвер» - как «эвер аярден», - что в переводе означает «по другую сторону Иордана». Так и Авраам: весь мир - по одну сторону, служит идолам, строит Вавилонскую башню, а Авраам - по другую, раскрывает единство Творца в мире. Однако здесь также не обойтись без вопросов: ведь Авраам был не одинок: существовала ешива Шема и Эвера, которые также не были со всеми, а жили обособленно, изучая знание о Творце. Почему же именно Авраам удостоился звания «иври»?

Рав Симха-Зисел Бройде, глава ешивы Хеврон, благословенна память праведника, однажды спросил интересный вопрос:

После того, как Яков забрал благословения у Эсава, он вынужден был скрываться. Мать и отец отправили его к Лавану, но Раши (Берешит 28:11) пишет, что Яков в первую очередь отправился в ешиву к Шему и Эверу, и учился там четырнадцать лет. И тут возникает вопрос: если Эсав пылал ненавистью к Якову и жаждал мести, что ему помешало прийти в ешиву и отомстить Якову?

Следовательно, заключает глава ешивы Хеврон, ешива Шема и Эвера - это было особое место, не всякий человек мог туда попасть. Это даже было не совсем "место": лишь тот, кто жаждал познать Творца, мог найти этот дом учения! Поэтому Эсаву даже в голову не пришло искать Якова там.

Можно ещё привести доказательство, что ешива Шема и Эвера была особым местом. В конце главы Толдот (28:9) Раши пишет, что Яков, скрываясь от Эсава в доме Лавана, не выполнял заповедь почитания родителей 22 года. Двадцать - работая на Лавана, и два года - пока возвращался домой. Чтобы восполнить этот недостаток, Яков оплакивал Йосефа 22 года, с момента его продажи и до момента, когда его оповестили, что Йосеф жив. Напрашивается вопрос: получается, что Яков отсутствовал не 22 года, а 36 лет, учитывая 14 лет, которые он проучился в ешиве Шема и Эвера.
На первый взгляд, должно быть наоборот: время, которое он был у Лавана, не требует искупления, ведь родители сами его туда послали, а время, которое он провёл в ешиве, нужно искупать, потому что он пошел туда по собственной воле!
Отвечают на этот вопрос от имени Раши, что заслуга изучения Торы защитила Якова, поэтому эти годы не потребовалось восполнять страданиями о потере сына. Четырнадцать лет пребывания в ешиве... Конечно, велика заслуга заповеди изучения Торы, но ведь то, что Яков был у Лавана, это так же заповедь - исполнение воли родителей. Также нельзя обвинить Якова в том, что он пробыл там лишнее время, на что не было воли родителей, ведь Сам Всевышний сказал ему, когда возвращаться! Поэтому, позволим себе немного пояснить слова Раши.

Заповедь изучения Торы состоит из двух аспектов: первый - это изучение воли Творца, то есть, знать Его заповеди. Второе - изучение аспектов Его управления миром. Тора ещё не была дарована, поэтому в ешиве занимались познанием того, как Всевышний управляет этим миром. Изучение Торы в этом месте возносило изучающих так высоко, как будто они вообще не находились в этом мире. А если человек не в этом мире, то и спроса за невыполнение заповеди с него нет!

Поэтому сказали наши мудрецы: Авраам-иври – весь мир по одну сторону, а Авраам - по другую. Именно Авраам, потому что Шем и Эвер не были не по одну из сторон, они не занимались Торой, которая раскрывается в нашем материальном мире. Авраам был первым, который раскрыл Творца в этом мире и нёс это знание людям.