Рав Леви Ицхак Канторович
Недельная Глава Берейшит
«И был вечер, и было утро» (Берешит 1:5). Так как Тора вначале говорит: «И был вечер», и лишь затем – «и было утро», выучили наши мудрецы, что день начинается с вечера. Однако один из великих комментаторов Талмуда р. Зарахия hаЛеви в своем комментарии к трактату Рош hашана обращает внимание на еще один интересный аспект этих слов Торы: вечер и утро могут быть одновременно. Кстати, это хороший вопрос, который можно задать домочадцам за субботней трапезой: как такое может быть? Ответил р. Зарахия: очень просто; если в одном месте сейчас утро, всегда есть место на планете, где в то же самое время будет вечер.
Субботний разговор
Мудрецы в трактате Шабат (113:2) выучили из слов пророка Ишаяhу, что человек в субботу не должен беседовать о будничных делах. Как сказано: «… И назовешь субботу отрадой, святой (день) Г-сподень – почитаемым, и почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом)». Очень интересно пояснил эти слова мудрецов Маhаршо. Известно, что Всевышний творил мир своими речениями, как сказано (Берешит 1:3): «И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет», «И сказал Бог: Да соберется вода… И стало так», и так во все дни творения. Но о седьмом дне сказано (2:2): «И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы Своей, которую сделал». От какой же работы Всевышний отдыхал в седьмой день? От творения и созидания своими речениями. Поэтому говорит Маhаршо: так же и нам заповедано отдыхать не только от действий, но и от разговоров, которые связаны с нашей будничной деятельностью.

Сделаем человека
Сказано (Берейшит 1:26): «И сказал Бог: Создадим человека по образу Нашему…». Эти слова Торы удивляют: почему слово «создадим» употребляется во множественном числе, разве кто-либо помогал Всевышнему создавать человека, не дай Б-г!? Интересно ответил на этот вопрос р. Хаим из Воложина. Всевышний сотворил человека в конце творения, самым последним для того, чтобы человек включал в себя всё, что было сотворено до него, все духовные и материальные миры. Таким образом, состояние миров зависит от человека; своим духовным падением человек погружает все миры во зло, а совершенствуя свою духовность, он приближает миры к Б-гу. Потому сказано «создадим», что как бы всё творение участвовало в создании человека, дав ему частичку от себя.

Раши пояснил, что из сказанного «создадим» во множественном числе мы учим, насколько кроток и мягок Всевышний: перед тем как создавать человека, он посоветовался с ангелами. Основываясь на этих словах Раши, составитель книги «Парашат драхим» пояснил слова мудрецов в трактате Сота (4:2): «Каждый гордец подобен идолопоклоннику». Гордец вообще не представляет себе, что уместно с кем-либо советоваться, так как считает себя умнее всех, и, соответственно, он не объяснит слова Всевышнего «создадим» таким образом, что Творец с кем-либо советовался. Так что ему остаётся только лишь сказать, что в творении действительно участвовал ещё кто-то, обладающий такими же возможностями, как и Творец. А это уж точно отдаёт идолопоклонством.

Однако, как повествуют нам мудрецы в мидраше Берешит раба (8), на совете ангелов не всё проходило «гладко». Добродетель была за создание человека, ибо человек полон добродетели, истина была против, ибо он полон лжи, справедливость была за, ибо он стремится к справедливости, а мир был против, ибо он полон раздора и споров. Как поступил Всевышний? Взял истину и послал её на землю. В этих словах мудрецов скрыты тайны Торы. Но Менахем Мендел из Коцка, который отличался остротой ума, использовал этот мидраш, чтобы стимулировать учеников изучать Тору как полагается. На первый взгляд, говорят нам мудрецы, из-за того, что мир остался один, он проиграл этот спор. Но нет, сказал рав из Коцка. Если мы отбросим истину в сторону, и никого не будет волновать, как правильно, или где правда, а где ложь, везде наступят мир и тишина.