р. леви Ицхак канторович
Почему восемь дней?
После того, как Хашмонаим зашли в храм, они хотели как можно быстрее возобновить служение в нем. Но все масла, которыми зажигали свечи миноры, были не пригодны. Тем не менее, один кувшинчик - чудом остался не тронутым, но его хватило бы, только на один день.
И вот произошло чудо: масло кувшинчика горело восемь дней. Ровно столько, сколько понадобилось для получения нового чистого масла. Праздник выражается молитвой нашей благодарности Творцу, и также галель — восхваление Творцу.

Это краткое описание причины праздника, которое приведено в трактате Шаббат (21:1), и как её прокомментировал Раши. Из вышеприведённого следует, что причина праздника - это чудо пришедшее со свечами миноры. Один из наших великих учителей рав Иосеф Каро затруднился в понимании слов мудрецов. Почему постановили праздник восемь дней? Ведь если в кувшинчике уже было масло для горения одного дня, значит чудо было не восемь, а семь.

На этот вопрос были даны разные ответы: каждый день сгорало по чуть-чуть масла, так, что чудо было каждый день, или же каждый день наливали из кувшинчика, и в нем каждый раз оставалось масло на следующий день, и т д

Рамбам в законах о хануке пишет, что Хашмоноим победили Греков двадцать пятого кислева. Если так, то минору они зажгли только лишь на завтра. Поэтому, совсем не понятно, почему праздник, который постановили мудрецы в память о чуде, которое произошло со свечами (как на первый взгляд мы учим из трактата шабат приведённого выше ), мы начинаем праздновать двадцать пятого кислева, а не двадцать шестого, с момента когда и начало происходить чудо.

Маараль в своём комментарии к трактату Шаббат говорит, что не совсем понятно объяснение мудрецов. О том, что причина праздника - это чудо произошедшее со свечами, а выражается этот праздник специальной молитвой благодарности Творцу. Ведь в этой молитве совсем нет упоминания о чуде со свечами. Хоть там и упомянуто зажигание свечей, но о том, что произошло чудо - ни слова. В связи с этим, заключает Маараль, что на самом деле, причина установления праздника - это чудесное освобождение от греков. Но так как оно происходило путём войны, ни смотря на то, что силы были не равны, и евреи всё равно одержали победу - всё ещё не было явным чудом для народа. Поэтому и произошло очевидное чудо со свечами, цель которого была показать, что победа в войне - тоже была чудом. На основе слов Маараля можно также ответить на вопросы, которые мы написали выше. В действительности, чудо было только семь дней, и действительно нужно было начинать зажигание с вечера двадцать шестого, а не с двадцать пятого. Но мудрецы постановили первый день праздника не из-за чуда с маслом, а из-за чуда победы над греками.
Из всего сказанного видно, что было очень важно, чтобы народ осознал, что победа им досталась только чудом.
Так что Творец совершил великое чудо с оливковым маслом чтобы показать это. Почему? Уже в начале главы Берейшит мудрецы видели намёк на четыре изгнания. В стихе (1:2) А земля была пустой и бесформенной, тьма над бездной и Б-жественный дух летает над водой. Учили мудрецы, что слово тьма намекает на греческое порабощение. Но следует понять почему именно тьма. Ведь на первый взгляд, греки дали миру много света - они являются прародителями науки. Они дали возможность людям осознать окружающий их мир. Однако, как мы уже писали в предыдущих статьях, раскрывающийся перед нами мир природы - это только лишь покрывало, которое скрывает от нас свет Творца. Т.е. величие его правления миром. Мы не отрицаем факт природных закономерностей, но наша Тора учит, что все эти закономерности - это и есть скрытое правление Творца. И поэтому, нет большой разницы между откровенным чудом и обычным дождём. А только при откровенном чуде нам очевидно действие Творца, но при природном действии - оно от нас скрыто.