р. леви ицхак канторович
Почему именно свечи?

В прошлой беседе, мы сказали, что цель чуда со свечами было раскрыть народу, что победа над греками было так же чудо. Но не случайно оно произошло именно со свечами. В этой беседе поговорим глубже о чуде со свечами и его значимости для народа.
Не многие обращают внимание на факт, что первое столкновение двух народов, Греков и Израиля, столкновение двух мировоззрений, произошло более чем за сто семьдесят лет до событий хануки. И происходило оно ещё более чудесным образом, чем битва хашмонаим. Вся греческая армада, во главе с Александром Македонским против одного человека, Шимона hа Цадика, который был в то время коhэн гадоль в Иерусалиме. Об этой истории повествует трактат йома (69:1) :

Двадцать пятого тэвета день горы Гризим , в который не оплакивают(умерших). Это день, когда просили Кутим ( маленький народ, который жил в то время в земле Израиля) разрушить наш храм у Александра Македонского. И согласились с ними. Пришли и сообщили об этом (о надвигающемся разрушение) Шимону а Цадику. Что он сделал? Надел коэнские одежды и облачился в кэинские одежды, и от старцев Израиля с ним и факелы света в руках их. И всю ночь эти идут с одной стороны, а эти (полчище Александра Македонского) идут с другой стороны (им на встречу), пока не начало светать. На рассвете сказал им (Александр людям, которые были с ним) сказали ему (его люди или кутиим) Йудим, которые восстали против тебя. Когда приблизились к Антифрасу (название места), взошло солнце и встретились друг с другом. Когда увидел (Александр) Шимона а Цадика, спустился с колесницы и поклонился перед ним. Сказали ему(люди, которые были с ним). Великий правитель, как ты кланяется перед этим евреем.? Ответил им. Его образ помогает мне побеждать в войне (комментируют, что в ночь перед каждым сражением, в котором побеждал Александр видел во сне образ этого старца, который сейчас предстал перед ним т.е. Шимона а Цадика). Сказал им (Александр Шимону а Цадику), зачем вы пришли. Сказали ему, возможно ли дом в котором молятся за тебя и за твоё царство, чтобы разрушили, обманули тебя эти идолопоклонники разрушить его. Сказал он им , кто они (люди, которые хотят его разрушить). Ответили ему это кутиим, которые стоят рядом с тобой. Сказал он (Александр) им (шимону а Цадику) вот они преданы вам в руки.и т.д.
Из этой истории мы видим, что Александр видел во сне именно образ Шимонна а Цадика
Конечно, мудрецы не хотели нам рассказать в этой истории, что Шимон а Цадик каким=то образом помогал Александру побеждать в его сражениях. Какое ему дело, победит он, или же победит его кто-то другой? Напротив, Александр был способным учеником греческого философа Аристотеля, который везде распростронял его лживые убеждения о том, что нет никакой силы кроме природы. В этой истории мудрецы хотели показать нам, что именно в заслугу Шимон а Цадика народ был спасен от греческого духовного и физического порабощения. Постараемся понять: почему именно Шимон а цадик, и каким образом он смог спасти народ? Приведём мишну из трактата авот (первый раздел, мишна вторая):
Шимон а Цадик был из остатков мужей великого собрания. Так он говорил: На трёх вещах стоит мир, на Торе, на служение(Творцу) и на добротолюбие (хесэд).
Вообще, в Трактат Авот, перед тем, как привести высказывание мудреца, написано, так он говорил. Комментаторы обратили внимание на этот момент: неужели только это он и говорил? Объясняет рав Яков из Эмдин: под словами так он говорил имеется в виду, что вся цель жизни мудреца слова, которого приводит трактат - была донести до народа эти понятия. Время Шимон а Цадика было временем расцвета греческой философии. Мир постепенно отходил от идолопоклонства и принимал греческое мировоззрение. Вера народа Израиля была так же под угрозой.

Поэтому Шимон а Цадик видел целью своей жизни укрепить в народе правильное понимание окружающего их мира. Что отношение природы к народу Израиля и все ее закономерности - зависят только от этих трёх основ: Тора, Служение, и Добротолюбие. Шимон а Цадик сорок лет был коэн годолем. В это время он смог повлиять на народ, так, что всем был очевиден истинный порядок вещей. Тем самым, он спас народ от греческого порабощения. Всё время, пока народ жил этой верой, у греков не было возможности покорить Израиль. Но как только Шимон а цадик скончался, вера народа ослабла: постепенно ложь захватывала их сердца, пока они полностью не оказались под гнетом греческого ига.

Говорит трактат Йома: сорок лет, пока Шимон а Цадик был коэн годоль, не тухла западная свеча меноры (когда коэн приходил зажигать заново минору все свечи уже тухли к тому времени но западная свеча всегда оставалась гореть). Но после его смерти, иногда оставалась гореть, а иногда тухла.

Функция света - показывать очертания внешних предметов, но первозданный свет, который был скрыт от человека после греха, показывал ему так же истинный порядок вещей. Свет западной свечи олицетворял свет веры в сердцах народа Израиля. В трактате шабат написано, что чудо западной свечи - было свидетельством божественного присутствия в народе израиля. Чудо Хануки - это свидетельство, что народ вернулся на тот уровень, на котором они были во времена Шимона а Цадика, и свет веры снова горит в их сердцах.