Рав нахман Лившиц
Бесконечный свет: добро и сокрытие
Общеизвестно и очевидно, что Б-г - «хороший и добрый».
Как уже упоминалось, сущность непознаваема. Познаваемы лишь проявления.
Добрый человек - делает и думает и хочет добра.

Родители даже если неважны как люди - добры к своим детям. Закон природы, что бессильный младенец вызывает сочувствие и участие у любого человека.
Творец понятно неизмеримо добрее самых добрых людей и все мы его дети!
Это очевидно для любого верующего, но, на самом деле, лишь праведники это постигают.

В чём проблема?

Именно в сказанном, что окружающая действительность противоречит вере. Казалось бы даже зеки в тюрьме с волчьими законами и пьяницы со своими дружками получают больше помощи и больше полагаются на них, чем на помощь Творца. Понятно, что это трагическая ошибка, которая именно и привела их к тому положению, в котором они очутились.



Однако очевидно, что поверхностный взгляд на окружающую действительность может привести к этому ощущению и ошибке. Мы видим невообразимую пропасть между нашей верой в Его бесконечную доброту и зачастую «печальной действительности».
На самом деле и у верующих есть эта внутренняя работа укрепления в вере. И в соответствии с укреплением в ней праведнику открывается истинна упомянутая в начале урока о бесконечной доброте Творца. И в этом заключается разница между ступенями праведников.

Однако это замкнутый круг. Проявления доброты и чудес приводят к вере, а она в свою очередь приводит к большему познанию и большему проявлению участия Творца в жизни праведника. С чего же начать?

Очевидно что основа - укрепится в вере несмотря на видимые неувязки. Однако благодаря изучению Торы и исполнению заповедей человек начинает очень быстро продвигаться со ступени на ступень.
Это продвижение снизу вверх, Ари же объясняет эманацию сверху вниз, что очень помогает укреплению в вере и привлекает высочайший свет к душе человека.
Но, как уже сказано, это обязано сопровождаться принятием Его царствия и исполнение заповедей и Торы. И это ступень обязана сопровождать более высокие и тонкие открытия его Б-ж-ности. Это похоже на то, что невозможно учить умножение, забыв законы сложения. Понятно что каждый последующий класс опирается на предыдущий. Так и у верующего, простая вера и исполнение заповедей это основа, на которой строится его духовное здание и продвижение.
Итак, повествует Аризал что воистину всему предшествовал «бесконечный свет».
Как уже говорилось кабала не говорит о материальном свете, а о духовных законах. О чём же здесь идёт речь?

О поразительной и невообразимой действительности, более совершенной и изумительной чем какие-либо известные нам понятия, включая рай и любого совершенства, которое душа может себе пожелать!
Что же это? Нужно знать, что всё что было, есть и будет - уже находилось там в полном совершенстве. Что означает полное совершенство?
Как упоминалось, Б-г сотворил мир для излияния благоденствия на создания. Это вызвало закон в душах жаждать и любить его благо. Все наши желания происходят именно из этого закона.

Однако мы находимся в мире бедствий и недостатков. Никто не может прийти к пределу желаний, в лучшем случае - подобно к отношению тонкого луча по отношению к бесконечному свету.

Именно это открывает нам наш святой учитель Ари, что изначально уже корни душ были созданы и получали благости и наслаждения в бесконечной форме. И это именно то проявление «бесконечной доброты» о которой велась речь в начале урока.

Конечно, это очень интересно, но какое отношение это имеет к нам?

И второй вопрос! Зачем было делать этот мир недостатков и несчастй, когда изначально всё уже было совершенно?

Как уже упоминалось, каббала является высшим материализмом и понятно, что учёным не становятся за одну лекцию, тем более мудрецом Торы.
Однако понятно, что есть очень высокое назначение у этого мира, и аспект, которого было невозможно достичь даже в мире полного исполнения желаний. Иначе бы этот мир попросту не был бы создан!

С Б-жей помощью мы продолжим разбирать эту тему, и да будет Б-г нам в помощь учить истинные и угодные Ему Тору и укрепляться в подлинной вере и радости в исполнении Его заповедей. Амен