р. леви ицхак канторович
Душа
На первый взгляд, человек состоит из двух частей: его духовная часть и материальная. Душа и тело. На первый взгляд, несложно определить, за что отвечает каждая из этих частей - в зависимости от потребностей, чего ему не хватает на данный момент. Желание есть, пить, спать, и т д - таким образом мы ощущаем своё тело. Однако, с тем, что касается духовной стороны - всё не так просто и однозначно.
Сразу стоит определиться, в мире принято считать, что всё, что вызывает
у человека не грубо материальную заинтересованность или удовольствие,
- это и есть духовность. К примеру, искусство. Однако, под понятием
духовности, мы здесь подразумеваем проявление божественного начала в
человеке. То есть, те силы души, которые пытаются вывести его из
повседневной рутины, и направить на поиски божественного.

Начнём с самого начала. Написано в книге Ваикра (17:14): «Ибо душа
всякого существа это кровь его. Она душа его».
Говорит нам Тора, что
кровь - это место слияния в человеке духовного и материального, души и
крови. Однако понятно, что это самое низкое проявление духовного в
человеке.

Написано в книге Дварим (11:12): «…и чтобы служить Господу Богу
твоему всем сердцем твоим и всею душою твоею». Учили наши
мудрецы, что служить всем сердцем - имеется в виду настрой сердца во
время молитвы. Чтобы оно было свободно от всех мыслей и тревог, и было
бы полностью погружено в молитву. Ибо всё время, пока сердце человека
занято тревогами и заботами, его мысли будут следовать за сердцем, а не
за словами молитвы. Поэтому, служением сердца является освобождение
его от всего, что не связано с молитвой и поддержание этого состояния всё
время, пока молитва не закончена.
Однако, не совсем понятно, что значит служить ему всей душой.
Если устремления нашего сердца нам знакомы и даже, в какой-то мере, мы
способны совладать с ними, то устремления нашей души… как можно
заповедовать нам служить всей душой? Что такое душа, как с нею
общаться, или как к ней обращаться?

Интересный факт раскрывает нам Тора в истории покупки Авраамом
пещеры у хитийцев, чтобы похоронить Сару.

Написано (Берешит 23:8):
«И говорил с ними так: если есть у вас желание похоронить умершую
мою (тем самым скрыв ее) от лица моего, то послушайте меня и
попросите за меня Эфрона, сына Цохара
».
Авраам спрашивает у хитийцев, есть ли у них"желание". Желание - это уже смысловой перевод, но на святом языке там написано «нафшехем», что в дословном переводе – «ваша душа». В этом месте Тора даёт нам чёткое понимание: душа - это желание человека!

Если так, то, получается, что не так уж и сложно распознать проявления
нашей души. Тело само по себе - это прах, как сказано (Берешит 3:19):
«ибо прах ты, и в прах возвратишься». Само по себе оно не живёт, а
только всё время, пока в нём находится душа. Поэтому, когда она его
покидает, тело достаточно быстро разрушается. На самом деле, процесс
разрушения действует с самого рождения человека, мы можем лишь
замедлить его за счёт здорового образа жизни.

Поэтому, человек должен быть внимательным, к чему приучать свою
душу, а от чего отдалять её. Чем больше и сильнее он будет желать
низменных вещей, тем больше он будет погружать свою душу в
телесность и отдалять её от божественного Источника. И, наоборот, чем
большее место в жизни человека будет занимать стремление к
божественному, тем духовнее будет его плотское начало. Как мы
приводили выше, душа тесно связана с телом через кровь. Поэтому
направляя наше желание к божественному, душа не оставляет тело, а
поднимает его в месте с ней!

В трактате Шабат (152:2), описывается как мудрецы, копая землю,
наткнулись на тело мудреца Торы, которое было абсолютно не тронуто
тлением. Если желание человека лишь в том, чтобы приблизиться к
Творцу, тело человека становится второстепенным по отношению к душе.
И так же, как душа не подлежит распаду, так и тело, будучи
второстепенным по отношению к ней, остаётся целым.