Тора двенадцать раз описывает одно и то же действие, меняются лишь дни (каждый глава приносил этот подарок в свой день) и имена глав колен. И действительно, непонятно: что хотела донести до нас Тора, переписывая двенадцать раз одно и то же?
Есть распространённый ответ на этот вопрос: Всевышнему важна каждая заповедь, которую делает человек. Поэтому, чтобы подчеркнуть этот момент, в Торе отдельно записано приношение каждого из глав колен. Конечно, это так. Но постараемся углубиться и пояснить этот аспект.
Всем известно, что Всевышний заповедовал нам любить своих ближних, как сказано (Ваикра 19:18): «И люби ближнего своего, как самого себя». Однако практически все комментаторы затруднились пояснить слова Торы «как самого себя». Ведь простое понимание этих слов противоречит некоторым законам Торы, как например, то, что мы не должны жертвовать своей жизнью, чтобы спасти жизнь нашего ближнего. Комментарий Рамбана (Ваикра 19:18) также противоречит простому пониманию этих слов Торы: «Ибо сердце человека не может принять такого – любить ближнего так же, как он любит себя».
Можно подчеркнуть из слов Рамбана интересный момент: чтобы понять, что простое понимание этой заповеди противоречит другим законам Торы, нужно просто знать эти законы. Но откуда Рамбан знает, что сердце человека не способно любить кого-либо так же, как оно любит самого человека? Разве сердце матери не любит своего ребёнка, не только как самого себя, но и больше.
Можно лишь удивляться глубине знаний наших мудрецов и учителей внутреннего мира человека. Семья - это единое целое: любовь членов семьи друг к другу - это не любовь к другому человеку, а, по сути, любовь к самому себе. Безусловно, на материальном уровне есть различие: разные тела. Поэтому иногда может появиться между ними чувство ненависти. Но даже не на духовном, а на моральном, чувственном уровне, границы стираются. На этом уровне, семья - это одно целое, а в одном целом невозможна любовь к кому-то другому, в семье нет понятия другой - всё едино. Поэтому в семье, конечно, возможно любить ближнего как самого себя.