Р. Леви ицхак канторович
ЕДИНСТВО НАРОДА


Главы двенадцати колен решили принести подарки в Мишкан в честь начала его работы. И, что интересно, каждый из них принёс одно и тоже. Но не в этом заключается чудо, потому что этот совет дал им глава колена Иссахар. Мол, чего нам соревноваться, кто принесёт подарок получше, в этот святой день. Чудо заключается в другом.
Тора двенадцать раз описывает одно и то же действие, меняются лишь дни (каждый глава приносил этот подарок в свой день) и имена глав колен. И действительно, непонятно: что хотела донести до нас Тора, переписывая двенадцать раз одно и то же?

Есть распространённый ответ на этот вопрос: Всевышнему важна каждая заповедь, которую делает человек. Поэтому, чтобы подчеркнуть этот момент, в Торе отдельно записано приношение каждого из глав колен. Конечно, это так. Но постараемся углубиться и пояснить этот аспект.

Всем известно, что Всевышний заповедовал нам любить своих ближних, как сказано (Ваикра 19:18): «И люби ближнего своего, как самого себя». Однако практически все комментаторы затруднились пояснить слова Торы «как самого себя». Ведь простое понимание этих слов противоречит некоторым законам Торы, как например, то, что мы не должны жертвовать своей жизнью, чтобы спасти жизнь нашего ближнего. Комментарий Рамбана (Ваикра 19:18) также противоречит простому пониманию этих слов Торы: «Ибо сердце человека не может принять такого – любить ближнего так же, как он любит себя».

Можно подчеркнуть из слов Рамбана интересный момент: чтобы понять, что простое понимание этой заповеди противоречит другим законам Торы, нужно просто знать эти законы. Но откуда Рамбан знает, что сердце человека не способно любить кого-либо так же, как оно любит самого человека? Разве сердце матери не любит своего ребёнка, не только как самого себя, но и больше.

Можно лишь удивляться глубине знаний наших мудрецов и учителей внутреннего мира человека. Семья - это единое целое: любовь членов семьи друг к другу - это не любовь к другому человеку, а, по сути, любовь к самому себе. Безусловно, на материальном уровне есть различие: разные тела. Поэтому иногда может появиться между ними чувство ненависти. Но даже не на духовном, а на моральном, чувственном уровне, границы стираются. На этом уровне, семья - это одно целое, а в одном целом невозможна любовь к кому-то другому, в семье нет понятия другой - всё едино. Поэтому в семье, конечно, возможно любить ближнего как самого себя.


Однако заповедь любить ближнего как самого себя говорит не только о семье, но и о всех людях из народа Израиля.
Писал Рамбан, что любить кого-то другого как самого себя сердце не может. В духовном источнике народ Израиля един, и, в таком случае, по идее, в народе должна быть любовь как в семье. Но это единство очень далеко от нас, оно на абсолютно духовном уровне. Поэтому материальные границы не могут позволить обычному человеку ощутить это единство, и любить ближнего в действительности как самого себя. Однако не исключено, что найдутся люди, которые ещё при жизни в этом материальном мире смогут ослабить материальные границы, и ощутить настоящее единство с ближним. Возможно, об этом говорит Талмуд в трактате Шабат (119:1):
«Сказал Мар бар рав Аши: Когда приходит ко мне на суд один из мудрецов Торы, то я не имею права его судить, ибо люблю я его, как самого себя. А за собой человек не замечает провинности».
Возможно, Мар бар рав Аши ощущал это единство и, поэтому, действительно любил ближнего как самого себя.

Но если всё так не просто, то что же тогда имеет в виду Тора, говоря нам, что нужно любить ближнего своего как самого себя? Отвечает Рамбан: у каждого человека есть подсознательное желание хоть чем-нибудь отличаться от других людей. Это желание всепоглощающее, оно превосходит всё. Ведь в этом проявляется самоопределение человека, это то, что даёт человеку ощущение, что он есть, и что он чего-то стоит. Однако, говорит Рамбан, Тора говорит нам, что мы не должны «придерживать для себя» наши выдающиеся качества, а, наоборот, желать, чтобы и наши ближние также стали обладателями этих качеств. Тем самым мы выполняем написанное в Торе «люби ближнего своего, как самого себя».

Однако, на первый взгляд, слова Рамбана непонятны. Допустим, что сердце человека не может любить ближнего, как он любит себя. Но разве проще пожелать всем сердцем, чтобы ближний был таким же как я? Разве способен человек посчитаться со своей индивидуальностью?

На этот вопрос отвечает история с главами колен. Каждый из них пренебрёг самовыражением: каждый из них принёс то же самое, что и его товарищ. И Тора, вопреки своему правилу, в отдельности описала и подчеркнула действие каждого из них, дабы научить нас важному правилу. Нашей основной целью должно быть достижение единства в народе Израиля, а уж об ощущении индивидуальности - позаботится Всевышний. Для этого в Торе записано действие каждого главы колена в отдельности: чтобы сообщить нам, что их стремление к единству не только не лишило их индивидуальности, а, напротив, выделило каждого из них.