Р. ЛЕВИ ИЦХАК КАНТОРОВИЧ

ЕСТЬ ЛИ У ЕВРЕЕВ СУДЬБА?




Когда у наших близких происходит какое-либо радостное событие, при встрече с ними принято произносить «мазаль тов», что в переводе означает пожелание хорошей судьбы.
Если родился ребенок, то желают, чтобы у новорожденного была не сложная судьба. Если женят своих детей, желают, чтобы брак был удачным. Напрашивается вопрос: если уж мы считаем, что существует судьба, и если у ребенка, не дай Б-г, должна быть нелегкая судьба, неужели своим пожеланием «мазаль тов» мы можем изменить его судьбу?

Ведь в трактате Таанит (25:1) приводится история о раби Элазаре бен Педат, который был ужасно беден. Однажды от голода он потерял сознание и заснул, и ему приснилось, что он находится возле Всевышнего. Раби Элазар спросил Его, когда закончатся его мучения. На что получил ответ: если хочешь, Я верну творение вспять и сотворю тебя заново. Из этой истории мы видим, что, чтобы изменить судьбу раби Элазара, Всевышнему необходимо было сотворить его заново. Поэтому не совсем понятно, чем помогут наши пожелания хорошей судьбы.

Однако, есть ли судьба у народа Израиля – вопрос неоднозначный. В трактате Шабат (156:1) поспорили на эту тему мудрецы. Раби Ханина считал, что есть судьба (мазаль) у Израиля, а раби Йоханан считал, что нет. В трактате Шабат (156:1) приведены интересные слова наших мудрецов:
«Тот, кто родился в первый день недели, в нем будет преобладать одно качество, но неизвестно, положительное или отрицательное, потому что в первый день были созданы свет и тьма. Кто родился во второй день недели, будет гневливым, потому что в этот день творения произошло разделение между нижними водами и верхними. Кто родился в третий день недели, будет богатым, но склонным к прелюбодеянию, потому что в этот день были созданы травы. Кто родился в четвертый день недели, будет мудрым и красивым, потому что в этот день были созданы светила. Кто родился в пятый день недели, будет добродетельным, потому что в этот день были созданы рыбы и птицы. Кто родился в шестой день недели, будет искать заповеди. Кто родился в седьмой день недели, умрет в субботу, потому что ради него была нарушена суббота, и он будет святым человеком».
Далее Талмуд приводит мнение раби Ханины, который считал, что не день влияет на судьбу человека, а звезды, в момент влияния которых он родился.

Раби Йоханан, который считал, что у евреев нет судьбы, вполне возможно, оспаривал вышеприведенные слова Талмуда. Но как бы он пояснил историю из трактата Таанит о раби Элазаре бен Педат, из которой явно видно, что судьба есть; неужели, по мнению раби Йоханана, этой истории вообще не было? Кроме того, как раби Йоханан пояснил бы описанную в Торе историю с Йосефом, которому было предначертано стать царем, но несмотря на то что его братья старались ему помешать, Йосеф стал правителем?

С другой стороны, есть мнение раби Ханины, который считал, что есть судьба у Израиля. Как бы он объяснил сказанное в Торе (Дварим 11:13):


«И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне… То дам Я дождь вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь ты есть и насыщаться»?
На первый взгляд, из этих слов Торы следует, что благополучие человека зависит от выполнения им заповедей. И если он будет добросовестно служить Всевышнему, то Творец позаботится о его благополучии. Но если существует судьба, то получается, что все зависит не от заслуг, а от судьбы. Если предначертано человеку быть в достатке, он у него будет. Да и вообще, если есть судьба, то как человек, который испытывает лишения, может просить помощи у Всевышнего, если такова его судьба, и ничего тут не поделаешь?

Немало мнений высказано на эту тему ранними и поздними комментаторами Талмуда. Но однозначно можно заключить лишь следующее. Изначально, у каждого человека есть судьба: то, что ему предначертано. Однако, заслуги человека и молитва могут ее изменить. Впрочем, есть и такая судьба, которую изменить невозможно: как в ситуации с Йосефом или с раби Элазаром бен Педат. В их случае, их судьба была неотъемлемой частью творения, неотъемлемой частью реализации плана Всевышнего. Но почему мы должны думать о себе, что мы настолько выдающиеся люди, что то, что предначертано нам, невозможно изменить? Поэтому, когда мы желаем нашим близким «мазаль тов», нужно относиться к этим словам как к молитве, к тому, что мы молимся за них, чтобы у них, все сложилось наилучшим образом.