р. леви ицхак канторович
ГЛУБИНА МЫСЛИ


Одна из заповедей, полученных народом Израиля на Синайской горе, - это «киддушин», что означает «посвящение». Как сказано (Дварим 24:1): «Когда возьмет мужчина в жёны». Речь идёт о брачном союзе. Недостаточно только того, что мужчина и женщина решили жить вместе, и воспитывать общих детей: между ними должно ещё произойти «нечто».
Это «нечто» - повелительная заповедь Торы, которая называется «киддушин»: посвящение женщины мужчине. Во всех заповедях есть много деталей, частностей, и заповедь «киддушин», - не является исключением.

Из того, что написано «возьмёт мужчина», выучили мудрецы, что заповедь «киддушин» выполняет мужчина, женщина же должна лишь дать своё согласие на это. В Мидраше мудрецы уподобили это действие потере. Если человек потерял что-либо, то конечно же, он будет стараться найти свою пропажу. Поэтому, действие этой заповеди осуществляет именно мужчина. Женщина - как бы его пропажа, забранное от него ребро, которое он хочет вернуть.

Одно из необходимых условий - чтобы действие киддушин происходило перед двумя свидетелями. В связи с этим, рассмотрим одно место в трактате Кидушин (5:2). Если пересказывать своими словами, то история такова. Как мы уже сказали, действие киддушин должен выполнить мужчина, и происходит это следующим образом: он даёт своей невесте небольшую сумму денег, или какую-либо вещь, имеющую эту стоимость, и говорит ей: «Этими деньгами ты мне посвящаешься (в жены)». Так оно должно происходить в стандартном случае.

Но Талмуд разбирает крайний случай: в присутствии свидетелей мужчина дал девушке деньги, но слова о посвящении сказал не он, а сама девушка, и, конечно, всё это происходило в присутствии двух свидетелей. На первый взгляд, всё тут понятно: как и полагается, действие киддушин совершил мужчина, ведь именно он дал деньги, а необходимые слова произнесла девушка. Казалось бы, что в этом такого? Ведь он их слышал, и всё равно дал деньги. Однако в Талмуде есть два варианта, как рассматривать эту ситуацию. Первый вариант: посвящение не произошло, потому что эти слова должен сказать мужчина. По поводу второго варианта существует разногласие среди комментаторов, касательно того, как понимать слова Талмуда. Обсудим мнение Рашбо, который считал, что по второму варианту посвящение не произошло.

Рашбо пишет интересную и удивительную вещь: в данной ситуации киддушин являются недействительными, так как слова о посвящении произнёс не тот, кто дал деньги. Свидетели могут подумать, что эти деньги девушка получила просто в подарок. Получается, что это посвящение было сделано как-будто без свидетелей, так как им не до конца было ясно, во имя чего была передача денег.

Удивительная вещь! Девушка говорит юноше: я мекудешет (посвящаюсь) тебе, и на фоне этого, парень передаёт ей деньги. Ну кому может прийти в голову такая далёкая идея, что деньги были переданы не ради посвящения, а просто захотелось вдруг парню дать девушке подарок?

Из слов Рашбо раскрывается нам удивительный аспект:
Всё время, пока действие, которое видят свидетели, не говорит само за себя о происходящем - посвящение не происходит. И если есть хоть малейший шанс, что деньги были переданы с другой целью - заповедь посвящения не выполняется и, соответственно, юноша с девушкой остались чужими людьми.
Благодаря этому закону, мы можем выучить интересный момент. Юноша и девушка решили совместными усилиями строить семью. Однако одного этого решения недостаточно. Прежде чем начать что-либо строить, должна осуществиться связь между девушкой и юношей. Не материальная связь, а, прежде всего, духовная. И связь эту осуществляет выполнение заповеди «киддушин». Стопроцентное, чёткое решение мужчины связать свою жизнь с женщиной.

Тот кто сотворил человека досконально знает, что происходит у него в душе. И если самому человеку кажется, что конечно же, он решил строить семью, то перед Всевышним раскрыта глубина подсознания человека. Поэтому, чтобы определить, что человек полностью, «всем своим нутром», решил создать семью, он должен сделать посвящение перед двумя свидетелями. Ведь обещание, сделанное в присутствии третьих лиц, обязывает намного больше, чем обязательство, принятое один на один. Поэтому, если остаётся даже мельчайшее сомнение, что перед свидетелями произошло нечто другое - связь не совершается.

Написано (Берешит 2:24): «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». По-простому, писание говорит о человеке, который полностью погружён в свою семью, его сердце полностью отдано его жене, а всё, что было до того (отец и мать) - остаётся позади. (Конечно, остаётся заповедь почитания отца и матери, но тут имеется в виду связь чувственная, то, на чём строится мир чувств человека.) Такое положение вещей - это проявление более ощутимого, более материального единства, которое уже было произведено на духовном уровне в момент выполнения заповеди «киддушин».