р. леви ицхак канторович
Испытание
В отношениях между Всевышним и народом Израиля мы находим ещё аспект, который называется «испытанием». И как написано в книге Берешит (22:1): «И было, после этих событий Б-г испытал Авраама, и сказал ему…».
В обычном понимании, испытание - это проверка на прочность. Каждому
из нас нередко приходится испытывать что-либо, кого-либо, или, по
крайней мере, себя самого. Но когда мы видим во многих местах в
ТАНАХе, что Всевышний также испытывает человека - на первый взгляд,
это непонятно.

В трактате Авода зара (3:1), а также в книге «Зоар», написано, что
Всевышний не требует от человека невозможного. Он не посылает ему
испытание, которое тот не в состоянии выдержать. Ведь Всевышний
прекрасно знает, на каком уровне мы находимся. Поэтому, общепринятое
понимание испытания, как проверки на прочность, или, как в данном
случае, скорее, проверки на верность, вроде бы, совершенно не годится. Наши мудрецы учили нас, что Всевышний взыскивает с праведников за их
грехи уже в этом мире, чтобы они были чисты, придя в мир иной.
Это значит, что Всевышний посылает праведникам определённые жизненные
ситуации, невзгоды, которые принято называть «испытаниями», но только
суть этих невзгод - не испытание, а, скорее, искупление.
Попытаемся разобраться. Например, бывают люди, которые считают себя
смельчаками. Но когда они попадают в ситуацию, где действительно
следует проявить смелость, вдруг оказывается, что этого качества им
недостаёт. Или, наоборот, люди, считающие себя робкими, вдруг
обнаруживают в себе залежи храбрости и бесстрашия. Если бы эти люди
не попали в определённую ситуацию, до конца жизни каждый из них
оставался бы при своём мнении относительно собственной храбрости.
Этот пример может послужить неплохой иллюстрацией к нашей теме.
Одно из важнейших качеств, которое человек должен приобрести в своей
жизни, - это вера. Как сказал пророк Хавакук: «Праведник верой своей
будет жить».


Есть две вещи, которые дают человеку возможность противостоять
трудностям - убежденность и вера. Убежденность - это великая сила.
Есть немало примеров в истории человечества, когда люди были готовы
отдать свою жизнь ради убеждений. Убежденность базируется на чётком и
ясном представлении о чем-либо. Например, уверенность в том, что Земля
вращается вокруг солнца, и однозначное видение мира, как такого, в
котором есть Высшая Сила, управляющая всем.

Однако в убежденности, как в производной интеллекта, есть недостаток:
иногда потрясение от ситуации, в которой оказался человек, может быть
настолько сильным, что разум не справляется со всеми вопросами,
которые возникают у него в связи с новыми обстоятельствами. Разум
затрудняется в анализе происходящего, его оценки поспешны и, порой,
нелогичны. И тогда человек больше не может доверять своему
убеждению.

Однако, если человек силен своей верой, ему не страшны затмения
разума. Так как вера - это следующий уровень сознания, который не
довольствуется только интеллектуальным постижением, но основывается
также на интуиции человека. Конечно, необходимо оговориться, что мы не хотим здесь приуменьшить значимость усилий в постижении путей Всевышнего.

Наоборот, написано в книге Дварим (4:39):
«Знай ныне и возложи на сердце твое, что Господь есть Б-г на небесах, вверху, и на земле, внизу; нет более».
Таков он путь: именно знание даёт нам возможность снять ограничения с
нашего сердца, перебороть косность в восприятии духовных понятий.

Пришло время вернуться к нашему вопросу. В чём же всё-таки
заключается суть испытания?
Ведь Всевышний и так знает наши
возможности? Очевидно, ответ в том, что лишь испытание
позволяет человеку открыть в самом себе веру.


В предыдущей статье мы писали о необходимости в том, чтобы человек сам
заслужил благо, которое он будет получать от Всевышнего. Конечно,
Творец знает, устоит ли человек, подверженный испытанию, или нет. Но
сам человек этого знать не может. Да, цель испытания не в том, чтобы
проверить человека на прочность, а именно в том, чтобы донести до
человека знание, что он действительно верит.

Продолжение следует.