Постараемся разобраться, каким образом эти два аспекта дополняют друг друга.
Удовольствие от близости Самого Творца подразумевает результат служения человека Всевышнему и выполнение его заповедей. Достижение подобия Ему и, соответственно, удовольствие от близости к совершенному добру.
Удовольствие от сияния Его божественного присутствия - это осознание того, что скрыто от нас в этом мире. Это божественное правление этим миром, которое обычно скрывается под пеленой законов природы. И также тьма, окутывающая этот мир, зло.
Человек не может оценить величие Создателя и восхищаться им, изначально находясь близко к Нему. Так же, как не может оценить красоту света, не познав однажды тьму. И чем глубже и ужаснее будет тьма, тем больше будет удовольствие и радость человека, при встрече со светом.
В материальном мире свет и тьма - это абсолютно разные вещи. Свет придаёт человеку уверенность, побуждает его к действию, а тьма - наоборот. Поэтому, и в материальном мире свет несёт радость человеку.
РаМХаЛь в книге «Даат Твунот», конечно же, не говорит о материальной темноте. Он говорит о зле. О жизненных ситуациях, которые несут нам невзгоды, а зачастую и боль. Ситуациях, лишающих нас возможности видеть, как жить и что делать дальше. Ситуациях, в которых не только не видно божественного присутствия, а наоборот, они как будто отрицают его.
Невозможно представить, сколько радости принесёт человеку момент, когда тьма рассеется. И как увеличится эта радость, когда окажется, что изначально не было никакой тьмы, а все трудные периоды жизни человека - ни что иное, как реализация величественного плана Творца. И если человек выстоит в этом испытании, то в будущем раскроется его часть в проявлении божественного присутствия в этом мире.
Поэтому, два аспекта, о которых говорит РаМХаЛь в книге «Путь праведных», говорят об одном: о единстве с Творцом. О достижении единства с Ним, через служение и выполнение заповедей, а также являясь частью Его божественного замысла.
Присутствие тьмы в нашем мире - раскроет нам в будущем славу Всевышнего, показав, что даже самое страшное зло не может противоречить реализации воли Творца. А также, увеличит награду праведников за то, что они стали частью проявления божественного присутствия в этом мире.