Р. Леви Ицхак Канторович
Испытание, часть 2
Удивительную вещь раскрывает нам РаМХаЛь:

Присутствие зла в мире - приносит славу Вс-вышнему и увеличивает награду праведникам. Попробуем немного приблизить это к нашему пониманию.


Приведём цитату из книги «Даат Твунот», которая ещё больше раскрывает глубину понятия «испытание»:


«Очень далеко пришлось отстраниться высшему совершенству, чтобы дать злу возможность окутать мир тьмой и испытывать праведных…И в этом тоже слава Всевышнего – что даже густая тьма, скрывшая лицо доброты Его, приносит Ему славу и служит причиной многократного увеличения награды праведников».
Конечно, указать абсолютную причину страданий человека в этом мире невозможно. Однако, известны слова наших мудрецов о том, что Всевышний взыскивает с праведников в этом мире, а со злодеев - в мире грядущем. К тому же царь Шломо сказал, что нет человека праведного на земле, который не согрешит ни разу. Поэтому, слова наших мудрецов относятся практически к каждому из нас.

Однако можно сказать с полной уверенностью, что РаМХаЛь, в вышеприведённой цитате, говорит не только о зле, в которое погружается человек, как о следствии его грехов. Он говорит о зле, как о чем-то, что приносит славу Всевышнему. И понятно, что слава Всевышнего не может зависеть, только от грехов человека.

В книге «Путь праведных», РаМХаЛь говорит, что человек создан для того, чтобы наслаждаться близостью к Творцу, и сиянием Его Б-жественного присутствия (шхины). РаМХаЛь определил удовольствие будущего мира, двумя понятиями:
1. Удовольствие от близости Самого Творца

2. Удовольствие от сияния Божественного присутствия.
Постараемся разобраться, каким образом эти два аспекта дополняют друг друга.

Удовольствие от близости Самого Творца подразумевает результат служения человека Всевышнему и выполнение его заповедей. Достижение подобия Ему и, соответственно, удовольствие от близости к совершенному добру.

Удовольствие от сияния Его божественного присутствия - это осознание того, что скрыто от нас в этом мире. Это божественное правление этим миром, которое обычно скрывается под пеленой законов природы. И также тьма, окутывающая этот мир, зло.

Человек не может оценить величие Создателя и восхищаться им, изначально находясь близко к Нему. Так же, как не может оценить красоту света, не познав однажды тьму. И чем глубже и ужаснее будет тьма, тем больше будет удовольствие и радость человека, при встрече со светом.

В материальном мире свет и тьма - это абсолютно разные вещи. Свет придаёт человеку уверенность, побуждает его к действию, а тьма - наоборот. Поэтому, и в материальном мире свет несёт радость человеку.

РаМХаЛь в книге «Даат Твунот», конечно же, не говорит о материальной темноте. Он говорит о зле. О жизненных ситуациях, которые несут нам невзгоды, а зачастую и боль. Ситуациях, лишающих нас возможности видеть, как жить и что делать дальше. Ситуациях, в которых не только не видно божественного присутствия, а наоборот, они как будто отрицают его.

Невозможно представить, сколько радости принесёт человеку момент, когда тьма рассеется. И как увеличится эта радость, когда окажется, что изначально не было никакой тьмы, а все трудные периоды жизни человека - ни что иное, как реализация величественного плана Творца. И если человек выстоит в этом испытании, то в будущем раскроется его часть в проявлении божественного присутствия в этом мире.

Поэтому, два аспекта, о которых говорит РаМХаЛь в книге «Путь праведных», говорят об одном: о единстве с Творцом. О достижении единства с Ним, через служение и выполнение заповедей, а также являясь частью Его божественного замысла.

Присутствие тьмы в нашем мире - раскроет нам в будущем славу Всевышнего, показав, что даже самое страшное зло не может противоречить реализации воли Творца. А также, увеличит награду праведников за то, что они стали частью проявления божественного присутствия в этом мире.