р. леви ицхак канторович
Исполнили то, что приняли ранее

Есть много красивых и интересных слов Торы, которые можно сказать о свитке Эстер и, вообще, о празднике Пурим. Однако, мы постараемся разобрать непростой вопрос, касающийся событий, произошедших в те времена.

Сказали наши мудрецы в трактате Шабат (88:1):
«Написано (Шмот 19:17): «И стали они под горой», сказал рав Авдими бар Хама бар Хаса: (Писание) учит нас, что Всевышний поднял над ними гору, как корыто, и сказал: если вы принимаете Тору, хорошо, но, если нет, тут вы и будете похоронены. Сказал рав Аха бар Яков: учим (мы из этой истории) великое оповещение о Торе. Однако, сказал Рова, всё равно они (народ Израиля) приняли (Тору) заново в дни Ахашвероша, как сказано (Эстер 9:23): «Выполнили и приняли Иудеи»: исполнили то, что приняли раньше».
У многих эти слова мудрецов вызывают недоумение: что значит, «если вы не примите Тору…»?! Ведь незадолго до этого момента весь народ единогласно произнёс (Шмот 19:8): «Все, что говорил Господь, исполним»! Если весь народ по собственной воле был готов принимать Тору, зачем нужно было воздеть над ними гору?!

Также непонятно, что имеет в виду рав Аха бар Яков? Из-за того, что Всевышний воздел гору над народом, появилось великое оповещение Торы; что это за «оповещение»? О чем речь?

Также непонятно, что изменилось в дни Ахашвероша, в чём был недостаток принятия Торы на синайской горе, который восполнился благодаря событиям Пурима?

Постараемся разобраться.

Пишет Маараль в книге «Ор хадаш»: народ Израиля на момент дарования Торы вернулся на уровень Первого человека перед грехом. Рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-хаим» также приводит слова наших мудрецов в мидраше «Сифри», которые поясняют слова Торы (Шмот 20:15): «А весь народ видели звуки» (мудрецов смущала непонятная формулировка «видели звуки»: разве можно видеть звуки?! поэтому пояснили мудрецы): видели слышимое и слышали видимое. Понятно, что это объяснение мудрецов само требует пояснения.
Есть вещи, о которых человек может только догадываться, услышать от кого-то, или прочитать. Например, то, как Всевышний управляет миром: бесчисленное множество ангелов, верные посланники, беспрекословно выполняющие волю Создателя, - которые являются духовным корнем творений. Но для нас всё это скрыто. То, что мы можем видеть, - это лишь мир природных закономерностей. А о том, как всё выглядит на самом деле, мы можем лишь слышать от наших мудрецов.
Народ Израиля в момент принятия Торы поднялся на ступень, на которой уровень осознания вещей, позволял им ощущать лишь истинный порядок вещей. А то, что мы обычно видим - мир природы, для них оказался скрытым. Они могли о нем только догадываться.
Такой уровень осознания полностью лишает выбора. Выбора, к которому мы привыкли. На этом уровне, нарушение воли Всевышнего равносильно самоубийству, так как человек полностью осознаёт, что нет никакой возможности существовать вне воли Творца. Это то, что хотели подчеркнуть мудрецы: глубина осознания заставила народ принять Тору, как будто Синайская гора висела над их головами и угрожала их жизни.

Естественно, народ, который ещё совсем недавно были рабами, не мог подняться на такой уровень без помощи Всевышнего, как сказано (Шмот 19:4): «Вы видели, что Я сделал Египтянам; вас же Я носил на орлиных крыльях и принес вас к Себе». «На орлиных крыльях» вознёс Всевышний народ Израиля на этот необычайный уровень. Получается, что Всевышний, даровав им этот уровень, практически лишил их выбора и как будто заставил их принять Тору.

Во многих местах Талмуда встречается алахическое понятие «передать оповещение». Это используется в случае, когда человека заставляют против его воли продать что-либо, тогда человек перед сделкой берёт двух свидетелей и передаёт им оповещение, что сделка, которую я завтра совершу, считается недействительной и совершается против моей воли. Поэтому заключил рав Аха бар Яков, что, если народ был практически лишён выбора, который есть у человека в этом мире, то и спрос с народа за нарушение заповедей должен быть меньше, так как союз, который они заключили с Б-гом, был не совсем по их воле!

Есть две возможности исчезновения зла. Первая – то, как это было при даровании Торы: зло не только исчезло, исчезла возможность существования зла. Вторая – то, как это произошло во времена Ахашвероша: зло уничтожило само себя. Все действия зла, в конце концов, привели к самоуничтожению. В этом и есть величие пуримского чуда, что народ осознал абсурдность зла и сознательно избрал быть народом Б-га!