р. леви ицхак канторович
ИЦХАК



Вторым столпом, за счёт которого существует мир, является служение. Написано в книге «Зоар хадаш» на главу Трума, что на долю Ицхака выпало посвятить себя этой важной составляющей, и, как пояснил Маараль в комментарии к трактату Авот (1:2): «Ицхак удостоился быть столпом служения, потому что принёс себя в жертву на жертвеннике».


В этой статье мы постараемся разобраться, какая связь есть между служением и мерой суда Всевышнего. Потому что в другом месте книги «Зоар хадаш» (137:2) сказано: «Ицхак - он и есть суд». Каким образом связано служение с мерой суда?

На первый взгляд, служением Творцу является любое выполнение Его заповедей. Так же, как и подчинённый, выполняющий волю своего хозяина - конечно же, служит ему. Однако мы видим, что удостоился быть столпом служения именно Ицхак, а не Авраам, который беспрекословно выполнял волю Творца. Почему? Потому что Ицхак «принёс себя в жертву на жертвеннике».

Постараемся хоть отчасти раскрыть для себя суть жертвоприношения.

Приведем слова Маараля в книге «Гвурат Ашем» (раздел 40):
«Суть жертвоприношения – донести до человека, что на уровне Создателя нет места ни одному из материальных творений… Всё существующее - ничто, кроме самого Создателя, поэтому нам заповедано приносить жертвы и, тем самым, донести до нас единство Творца».
Постараемся понять слова Маараля.

Одна из основ нашей веры, - что Всевышний бесконечен и един. Но тогда спросим: если Всевышний един, то как существующая материя не противоречит Его единству? Ведь материя занимает место. Возникает вопрос: на том месте, где находится материя, Всевышний находится, или нет? В книгах по каббале немало написано на эту тему. Однако не в нашей компетенции отвечать на этот вопрос. Мы привели его в этой статье только лишь чтобы пояснить слова Маараля: «на уровне Создателя нет места ни одному из материальных творений».

Тут имеется в виду, что материальный мир не противоречит единству Творца. Нам это абсолютно не очевидно, потому что мы привыкли к миру материи, и для нас она скорее есть, чем нет. Поэтому, пишет Маараль, Всевышний заповедовал нам приносить жертвоприношения, чтобы помочь нам осознать, что мир материи не противоречит единству Творца.

Каким образом? Продолжает Маараль: «На жертвеннике, всё существующее возвращается к истинному бытию Создателя, раскрывая нам его единство».
Цель жертвоприношения - стереть материальные границы, отделяющие нас от Создателя.
Раскроем ещё один аспект жертвоприношения. Написано в книге Бамидбар (28:2): «Жертва моя хлеб мой огню моему». Говорит Писание, что жертва является хлебом огню Всевышнего.

Что такое огонь Всевышнего? Наши учителя пишут, что огнём Всевышнего является мера суда.

Поясним. У каждой материальной вещи в этом мире есть духовный источник, и проекцией меры суда является огонь. Так же, как мера суда уничтожает всё, что противоречит ей, огонь уничтожает всё, что не соответствует его природе.

Написано в книге Ваикра (9:24): « И вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и увидел весь народ и возликовал он, и пал на лицо свое». Огонь на жертвенник спускался с неба, однако в конце первого раздела трактата Йома написано: «несмотря на то, что огонь спускается с неба, заповедь разжигать его, как обычно». То есть, священники были обязаны добавить к огню, который спускался с неба, обычный огонь. Для более полного понимания приведем слова рабейну Бахйя (Ваикра 1:9): «Смешение двух огней – это символ, что есть связь обычного, с мерой суда. Место их встречи – жертвоприношение».

Суть служения и, следовательно, жертвоприношения - смешение двух огней: огня Всевышнего, которым является мера суда, и огня человека, который является раскрытием меры суда в самом человеке. Материальная сторона в человеке имеет желание, которое не всегда соответствует воле Творца. Проявление меры суда в человеке – это уничтожение любого материального желания, которое не соответствует воле Всевышнего.

В момент возложения Ицхака на жертвенник - он достиг вершины служения, предав все свои материальные желания огню Всевышнего!