Р. ЛЕВИ ИЦХАК КАНТОРОВИЧ
ИЗБРАННОСТЬ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА



В прошлых статьях мы говорили об отличии народа Израиля от других народов. Израиль - народ, который Б-г воспитал и вырастил в пустыне. Нет равных ему по силе, ибо мощь его божественна.


Однако божественность в этом народе проявляется не только в его победах, как, например, чудесный исход из Египта, или чудесное падение Иерихонской стены. Божественность в этом народе проявляется также и в его поражениях.

В качестве пролога к этой статье приведем слова пророка Амоса (3:2):

«Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши»

В трактате Гитин (57:2) приведены повествования о захвате Вавилонянами земли Израиля, разрушении городов, и разрушении Храма. Среди прочих, есть там и история о том, как военачальник Навуходоносора, Навузардан, ворвался в храмовый двор. В мидраше Коэлет раба (3:16) эта история приведена более подробно. Там описывается, что ещё за 252 года до разрушения храма, в дни царствования царя Йоаша, во дворе Храма был убит пророк Захария, который упрекал народ за потакание царю-богоотступнику. Кровь пророка, пролитая на храмовый пол, было невозможно убрать. Кроме того, она не прекращала кипеть! Говорит мидраш, что все эти 252 года старались засыпать эту кровь землёй. Но когда в храмовый двор ворвался Навузардан, Всевышний приказал крови опять появиться и кипеть. Увидев кровь, Навузардан спросил священников о случившемся. Те, не желая накликать беду, пояснили ему, что это обычная кровь жертвоприношений. Тогда Навузардан принёс в жертву тельцов и баранов и пролил там их кровь, но кровь продолжала кипеть. Поняв, что ему сказали неправду, он пригрозил священникам жестокими пытками, если те не раскроют ему истинную причину кипения крови.

Сказали ему священники: пришло время искупления за пролитую кровь! И рассказали ему, что 252 года до его прихода был в среде народа человек, священник, пророк и судья, и предвещал он нас о твоём приходе, но не послушали мы его и убили на этом месте. Навузардану больше не требовалось объяснений, сразу же он привёл восемьдесят тысяч молодых священников и, перерезая им горло, поливал их кровь на кровь убитого пророка, но кровь всё продолжала кипеть так, что ручей крови достиг могилы пророка. Затем он привёл большой и малый Синедрион и проделал с ними то же самое, но кровь всё не успокаивалась. В недоумении Навузардан возопил к крови: «Чем ты лучше и чем твоя кровь лучше, чем кровь всех их? Хочешь ты, чтобы я уничтожил из-за тебя весь народ?!»

Поразительная история!

В трактате Гитин написано, что Навузардан убил на этом месте около миллиона человек! Но что ещё более удивительно, что в трактате Санхедрин (96:2) говорят мудрецы, что после падения Иерусалима Навузардан принял гиюр и присоединился к народу Израиля! Рассказывают, что нечто подобное произошло однажды во время Второй мировой войны в немецком концлагере, где сжигали евреев. Видя происходящее там, католический священник упал на колени и, снимая с себя крест, произнёс: «Это божественный народ!»


Всякому этапу в истории людей присущи свои моральные ограничения.
Ещё 1000 лет назад бились на мечах, перерезать кому-то горло в бою было неотъемлемым условием самого боя, но чтобы один человек, в одном месте, перерезал бы горло десяткам, а то и сотням тысяч людей - было неприемлемо даже для того времени. Поэтому, сам по себе факт произошедшего был раскрытием чего-то необычного, того, что не существовало в моральных стандартах того времени. Любой думающий человек должен ощутить, что прикасается к чему-то «не от мира сего». В этот момент раскрылась божественная природа народа Израиля. Раскрылось, что у этого народа абсолютно нет места в рамках этого мира, раскрылось то, что невозможно осознать человеческим разумом.

Также и в истории с католическим священником в нацистском концлагере. Да и не только эта история; известный факт - немцы, потомки тех, кто непосредственно занимался массовыми уничтожениями евреев, искренне не понимают, как их деды смогли совершить такое. С одной стороны, они знают самих себя, они знают своих друзей, своих родителей. В их голове абсолютно не укладывается, как такие же люди, как они сами, смогли себе позволить делать из евреев мыло, из их кожи сумки, а из золотых коронок украшения?!

История нашего народа - это не просто ветхие воспоминания того, что было. Это чёткое напоминание о том, что есть, кто мы, и каков наш путь в этом мире.