р. леви ицхак канторович
ИЗРАИЛЬ



В этой статье мы попытаемся частично разобраться, что такое Израиль. Именно «что», а не «кто». Потому что о народе, который носит имя Израиль, можно тоже немало что сказать, но это немного другая тема.


Не только наши мудрецы, но и греческие философы делят всех существующих в мире на четыре категории: первая - «неодушевлённые», к ней относятся камни вода и всё подобное этому. Вторая категория, «растительного происхождения», включает в себя траву деревья и пр. Третья, «животные», включает в себя всех насекомых, животных и т.д. Четвёртая - «человек», на первый взгляд, тут тоже всё понятно, однако наши мудрецы, в отличие от греческих философов, добавляют ещё одну категорию - «израиль».

На первый взгляд, непонятно, откуда появилась ещё одна категория? Ведь, если мы посмотрим в начале книги Берешит, на всё, что было сотворено в шесть дней творения, мы увидим воду, землю, растения, животных, человека, но мы не увидим там никакого Израиля! Как появилась ещё одна категория в творении? Напротив, говорят наши мудрецы, что первый человек был венцом творения, и поэтому он был создан последним, чтобы всё было готово к его приходу в мир. Но первый человек назывался «адам», а не «израиль».

Постараемся разобраться, полагаясь на нашу традицию, на учение наших мудрецов. Приведём слова Раши на первый стих книги Берешит:
«Этот стих требует истолкования, как толковали его наши мудрецы: ради Торы, ראשׁית нареченной «началом пути Его» (Притчи 8:22), и ради Исраэля, нареченного ראשׁית «начатком плодов Его» (Ирмeяhу 2:3) (т.е. приставка בּ может обозначать цель или причину, и стих следует понимать так: Ради Торы и Исраэля, которые называются "началом", Б-г сотворил небо и землю)».

На первый взгляд, непонятно: первый человек был наречён «адам», что, в переводе, означает «человек». Но наши мудрецы трактуют, что уже изначально в идее творения присутствовало понятие Израиль. Если так, не понятно почему первый человек был наречён «адам», но не «израиль»?

Гора, на которой была дарована Тора, в Пятикнижии иногда называется Синай, а иногда Хорэв. В трактате Шабат (69:1) поспорили мудрецы, как же на самом деле называется эта гора. Однако, по всем мнениям имя Хорэв, будь оно основным именем горы или нет, намекает на «хурбан», что, в переводе, означает «разрушение». На какое разрушение намекает имя горы? Говорят мудрецы: потому что с этой горы спустилось разрушение на народы мира. Однако, всё ещё не понятно, о каком разрушение идёт речь. В мидраше Ялкут Шимони (Шмот, раздел 3:257) мудрецы пояснили подробнее: «Почему имя её Хорев? Потому что оттуда придёт меч народам мира за то, что не приняли они Тору» (мидраш трактует слово «хорэв» не как мудрецы в трактате Шабат, - от слова «хурбан», разрушение, а от слова «хэрэв» - меч).

Среди греческих философов были такие, кто полностью исключал присутствие некой божественной силы, которая была бы причиной сотворения мира. Были также и те, кто соглашался с предположением, что мир сотворил Б-г, однако, они полностью отрицали, что у творения есть некая цель, ради которой был сотворён мир, и что Создателю есть какое-либо дело до того, что происходит «внизу».
Основа нашей веры заключается в том, что у творения есть цель, и, соответственно, Создателю абсолютно не безразлично, что происходит в мире.
Египетские чудеса, рассечение моря, свидетельствуют о том, что Создатель не отстранён от мира, а, напротив, следит за ним и меняет его природную структуру, как пожелает. Дарование Торы на горе Синай раскрыло, что у мира есть цель. Дарование Торы - это раскрытие воли Создателя, он открыл нам, ради чего мы пришли в этот мир. Тот, кто знает волю Создателя и выполняет её, называется «израиль».

Однако всё ещё не понятно: ведь первому человеку также были даны заповеди. Не так много, но всё же были. И, конечно, он тоже старался их выполнять. Почему же тогда он назывался просто «человек», а не «израиль»?

Обособление категории «израиль» произошло в момент дарования Торы на Синайской горе. Израиль - венец творения, ради которого был сотворен весь мир. Он несёт в себе частичку божественного, то, что он получил на синайской горе. О нём сказал Создатель (Шмот 19:6): «А вы будете у Меня царством священников и народом святым». Так же, как в народе Израиля есть разделение на «коэнов» (священников) и исраэль (простой еврей), так же сказано и про весь еврейский народ, что они - священники по отношению к другим народам, и этот народ священников называется «израиль».

Однозначно, тема ещё не закрыта: остаётся очень много вопросов. Практически, каждый из них - это тема для отдельной статьи. На следующей неделе, с божьей помощью, продолжим разбираться, кто такой «израиль».