В этом отрывке Рамбам говорит о двух кардинально противоположных качествах, о двух крайностях, которые, очевидно, не являются мерой поведения. Однако полное исключение одного или другого качества - является крайностью. Невозможно также исключить оба эти качества, так как помощь неимущим - это одна из заповедей Торы. Получается, что человеку всё-таки необходимо качество расточительности, но в определённом размере. Тем не менее, бережливость ему тоже не помешает. Поэтому, заключает Рамбам: «постановили мудрецы, чтобы человек постоянно оценивал свои качества, направляя их по среднему пути, и так достигнет целостности». Теперь понятно, почему мудрецы называют качества человека «мидот», размер.
Наши учителя обратили внимание на интересный аспект. Раздел, в котором Рамбам говорит о законах нравственности, он назвал «Дэот». «Даат» в переводе на русский язык означает сознание. «Дэот», соответственно, - тоже некая производная сознания. Если так, то не совсем понятно, какое отношение имеют качества характера, которые больше относятся к сфере чувств человека, к его сознанию, которое относится к сфере его мышления? Ведь, на первый взгляд, чувства - это то, что нередко вступает в противоречие с сознанием человека. Например, человек зачастую не сдерживается, и даёт выход качеству гнева там, где разум говорит ему, что гневаться сейчас неуместно. Или, наоборот, человек проявляет чувство кроткости или жалости там, где разум говорит ему быть строгим и жёстким.
Ответим на этот вопрос, опираясь на слова рава Вольбе в книге «Алей Шур». Представим себе человека, который ранним утром едет в автобусе на работу. Автобус, как обычно в это время суток, переполнен. И вдруг его то ли ударяют, то ли пихаю в спину. Если мы говорим о человеке воспитанном, но который подвержен вспышкам гнева, то это, скорее всего, вызовет у него гнев. Поэтому, сразу после удара он повернётся, и начнёт искать виновника происшествия.
Но, что интересно, дальнейшее развитие событий зависит от того, какая картина откроется перед глазами этого человека. Если, повернувшись, он увидит слепого, который, очевидно, абсолютно не виновен в сложившейся ситуации, или даже зрячего человека, но по виду которого будет очевидно, что он сам очень сконфужен от произошедшего, и просит прощения, то, в таком случае, если человек хоть немного владеет своими чувствами, ему будет очень несложно утихомирить свой гнев, и, вообще, забыть о произошедшем.