Р. ЛЕВИ ИЦХАК КАНТОРОВИЧ
КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА


В предыдущих статьях мы обсуждали духовное строение человека. Мы поделили его на три части:

Самая нижняя - его желания
Средняя - самосознание человека: его «я»
Высшую часть, также известную как "божественная душа", мы назвали "собственной буквой Торы" человека.

Однако, очевидно, что в человеке существует ещё один, неотъемлемый, аспект - его характер.


Характер человека складывается из множества различных проявлений, которые принято называть качествами. Например, наиболее яркие из них - завистливость, жадность, гневливость. Наши мудрецы называют качества характера «мидот», что, в переводе на русский язык, означает «размеры». Постараемся разобраться, какое отношение имеет "размер" к характеру человека.

Рамбам в книге «Мишне Тора» (законы о нравственности 1:1) пишет так:
«Один человек жаден, и ему не хватит богатства всего мира, как сказано об этом: "Любящий деньги не насытится деньгами" (Коѓелет 5:9). А другой человек довольствуется малым, даже если этого ему недостаточно, и не стремится приобрести всё, что ему нужно. Один человек, изнуряя себя голодом, копит деньги и ест самую малость, пока ему не станет совсем плохо. А другой человек расточает всё свое богатство»
В этом отрывке Рамбам говорит о двух кардинально противоположных качествах, о двух крайностях, которые, очевидно, не являются мерой поведения. Однако полное исключение одного или другого качества - является крайностью. Невозможно также исключить оба эти качества, так как помощь неимущим - это одна из заповедей Торы. Получается, что человеку всё-таки необходимо качество расточительности, но в определённом размере. Тем не менее, бережливость ему тоже не помешает. Поэтому, заключает Рамбам: «постановили мудрецы, чтобы человек постоянно оценивал свои качества, направляя их по среднему пути, и так достигнет целостности». Теперь понятно, почему мудрецы называют качества человека «мидот», размер.

Наши учителя обратили внимание на интересный аспект. Раздел, в котором Рамбам говорит о законах нравственности, он назвал «Дэот». «Даат» в переводе на русский язык означает сознание. «Дэот», соответственно, - тоже некая производная сознания. Если так, то не совсем понятно, какое отношение имеют качества характера, которые больше относятся к сфере чувств человека, к его сознанию, которое относится к сфере его мышления? Ведь, на первый взгляд, чувства - это то, что нередко вступает в противоречие с сознанием человека. Например, человек зачастую не сдерживается, и даёт выход качеству гнева там, где разум говорит ему, что гневаться сейчас неуместно. Или, наоборот, человек проявляет чувство кроткости или жалости там, где разум говорит ему быть строгим и жёстким.

Ответим на этот вопрос, опираясь на слова рава Вольбе в книге «Алей Шур». Представим себе человека, который ранним утром едет в автобусе на работу. Автобус, как обычно в это время суток, переполнен. И вдруг его то ли ударяют, то ли пихаю в спину. Если мы говорим о человеке воспитанном, но который подвержен вспышкам гнева, то это, скорее всего, вызовет у него гнев. Поэтому, сразу после удара он повернётся, и начнёт искать виновника происшествия.

Но, что интересно, дальнейшее развитие событий зависит от того, какая картина откроется перед глазами этого человека. Если, повернувшись, он увидит слепого, который, очевидно, абсолютно не виновен в сложившейся ситуации, или даже зрячего человека, но по виду которого будет очевидно, что он сам очень сконфужен от произошедшего, и просит прощения, то, в таком случае, если человек хоть немного владеет своими чувствами, ему будет очень несложно утихомирить свой гнев, и, вообще, забыть о произошедшем.


Получается, не сам удар в спину вызывает тут гнев, а та ситуация, которую рисует человеку его сознание.
Изначально, в сознании человека возник сюжет, главную роль в котором играл подонок, которому абсолютно наплевать на всех, и он грубо продвигается по автобусу, сметая всё на своём пути. Если так, то человек, даже будучи крайне интеллигентным, может позволить себе проявить негодование, как реакция на несправедливость. Однако, обернувшись, и поняв, что «кино совсем не о том», человек способен мгновенно «остыть».

Выходит, реакция человека на ту или иную ситуацию, напрямую зависит от сюжета, описывающего произошедшее, который с молниеносной скоростью рисует нам сознание. Поэтому человек, вставший на нелегкую тропу исправления качеств, должен взять себе за правило игнорировать первое впечатление: в большинстве случаев окажется, что на самом деле, «кино было совсем не о том»!