ЕВРЕЙСКОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ
МЕСТО ДЛЯ ПОКАЯВШИХСЯ

Праздник Суккот завершает период, называемый Днями Трепета. Несмотря на то, что в каждый праздник Тора заповедует нам радоваться, однако мудрецы особенно выделили праздник Суккот, и назвали его «временем нашей радости».
Известно, что именно в праздник Суккот в храме было особое веселье, которое называлось «Симхат бет а Шоева».

Поэтому нужно разобраться, почему именно этот праздник выделили мудрецы для особой радости.

На первый взгляд, текст Торы отвечает на этот вопрос. Праздник Суккот называется праздником сбора деяний рук человека, как сказано (Шмот 23:16): «Праздник сбора (плодов) на исходе года, когда убираешь (плоды) дел твоих с поля». Летом собирали урожай, но не вносили его домой, он подсыхал на поле, до прихода зимы. Затем, ещё до начала дождей, заносили урожай в дом. Конечно, это время было радостным для всех. Вот, труд человека дал плоды и пришло время получать от этих плодов пользу. К тому же сказано (Дварим 16:15): «Ибо благословит тебя Господь , Б-г твой, во всем урожае твоем и во всяком деле рук твоих, и будешь только весел», как тут не радоваться.

Так же понятно, почему Тора заповедовала нам строить сукот (кущи), крышей которых может быть только то, что подобно на солому и виноградный жмых. Как учили мудрецы в трактате Сука (12:1) из сказанного (Дварим 16:13): «когда убираешь с твоего тока и с давильни твоей». Ведь на первый взгляд не понятно, почему мы обязаны сидеть в Суккот в домиках, у которых практически нет крыши. Потому, что когда человек видит плоды своего труда, он может возгордиться. Поэтому, Всевышний сказал ему выйти из своего обычного жилья, и поселиться на время праздника в домиках почти без крыши: чтобы осознать, что всё зависит от «Небес».

Вроде как всё понятно, однако мудрецы в мидраше Ялкут Шимони ( Ваикра 1053), раскрывают нам абсолютно иную сторону праздника сукот и заповеди быть в суке. Говорит мидраш:


«Сказал раби Элиезер бар Марус: почему мы строим Суку сразу после Йом Кипура? Потому что в Рош а Шана Всевышний судит мир, в Йом Кипур подписывает приговор. Может быть, был вынесен приговор, что Израиль должен отправиться в изгнание, поэтому мы делаем сукот(кущи)и уходим из наших домов, а Всевышний засчитывает нам, как будто мы ушли в изгнание в Вавилон»
Это не совсем понятно. С одной стороны, говорят нам мудрецы, что в этот праздник есть особая заповедь радоваться, а с другой стороны, они говорят нам, что мы уходим в изгнание. Как эти два противоречивых аспекта могут быть одновременно? Более того в трактате Сука (11:2) поспорили раби Элиелез с раби Акивой. Раби Элиезер считал, что сука символизирует «облака славы», которые сопровождали народ Израиля в пустыне, а раби Акива считал, что так же в пустыне евреи строили себе сукот. Какая связь может быть между «облаками славы» и изгнанием? Постараемся пояснить.

Сказали мудрецы в трактате Брахот (34:2): «Место, на котором стоят покаявшиеся, совершенные праведники не стоят». Говорят наши учителя, что у людей раскаявшихся в грехах нет своего места, их место – это сука. Имеется в виду следующее: с годами человек приобретает жизненный опыт, на основе которого он строит всю последующею жизнь. Но вдруг оказывается, что многое в его жизни было неправильно, многие ценные ему понятия оказались ложными. И он чувствует себя новорождённым ребёнком, который только что попал в незнакомый ему мир, и абсолютно не знает, как и что будет дальше. Однако, так же как Всевышний позаботился о ребёнке, так же он позаботился о человеке, который отказался от предыдущей жизни. На время он его помещает в особое место. Он даёт ему уверенность, ощущение полного понимания, даже позволяет ему видеть божественное проведение. Для того, чтобы человек сам смог постепенно, построить себе место, на основе которого, он будет строить свою последующею жизнь.

Такое отношение Всевышнего к покаявшимся называется Сукка. Потому что в Суккот - весь народ Израиля находится в состоянии только после раскаяния (после Йом Кипура), и каждый, более или менее, смог оставить что-то прежнее, и подняться на уровень выше, который ему пока не знаком. Поэтому, Всевышний даровал народу Израиля место подобное «облакам славы», которые защищали народ от всех невзгод окружающего их мира.

Однако, чтобы осознать, что действительно произошло кардинальное изменение, мы должны покинуть привычный нам дом. Есть в этом элемент изгнания: мы оставляем привычный нам комфорт, и уходим на новое место. Место, которое мы приобрели после Йом Кипура.