р. леви ицхак канторович
МОШИАХ


Часть 1


Одной из тринадцати основ нашей веры является вера в приход мессии, Мошиаха: «Я верю полной верой в пришествие мошиаха, и, не смотря на то, что он медлит, всё-таки каждый день буду ждать его прихода». Постараемся разобрать в этой статье несколько вопросов, связанных с этой темой.

Во-первых, чего именно мы ждём от прихода Мошиаха? Можно с уверенностью сказать, что есть немало людей, которые видят в его приходе решение всех своих жизненных проблем. Будь то проблем бытовых, будь то проблем со здоровьем. Насколько правилен этот подход?

Во-вторых, какую роль играет мошиах в нашем мире?

Пишет Рамбам (законы о царях и о войне, 12:5):
«Весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное, и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: "Ибо наполнится земля знанием Господа, как море полно водою" (Йешаяhу, 11:9)»
Из слов Рамбама понятно, что время, когда придёт Мошиах, будет особенным периодом для всего человечества: «И весь мир будет занят только познанием Всевышнего». Всем откроется истинный порядок вещей, к чему людям действительно надо стремиться в их служении Творцу, и каков удел каждого человека. Однако, если свыше предопределено, что должен быть такой период в нашей истории, почему этот период связан с приходом какого-то человека? Конечно великого, с особыми возможностями, но, всё же, человека. Если и должно настать такое время, зачем для этого кого-то присылать? Ведь Творец и без этого может сделать так, чтобы вдруг, в один момент, всем стало бы ясно, в чем истинные ценности этого мира.

Постараемся ответить на эти два вопроса поочерёдно. В продолжении своих слов Рамбам пишет так:

«Мудрецы и пророки желали прихода дней Машиаха не для господства над всем миром … и не для того, чтобы пить, есть и веселиться. Но затем, чтобы быть свободными, и посвятить себя изучению Торы и мудрости без помех. Чтобы удостоились они жизни в Грядущем мире».
Действительно, Рамбам говорит, что людей оставят все их проблемы, тяготящие их в повседневной жизни, и они станут «свободными». Однако цель этого освобождения - дать человеку возможность полностью посвятить себя изучению Торы. Цель периода, который называется «дни прихода мошиаха», заключается в том, чтобы человек мог познать мудрость и величие Творца.

В тексте этой основы веры, как она сформулирована в нашем молитвеннике (в конце утренней молитвы), есть интересные слова: «каждый день буду ждать его прихода». То, что эти слова написаны, как часть текста, показывает, что само ожидание прихода Мошиаха - является неотъемлемой составляющей этой основы веры. Как поясняют наши учителя, именно наше ожидание должно привести Мошиаха! Потому что, если мы осознаем, что мы действительно нуждаемся в его приходе, и просьба о его приходе станет неотъемлемой частью нашей молитвы, тогда Творец без промедления ответит нам, и действительно Мошиах придёт.

Однако здесь нужно учесть один важный момент. Если истинной причиной нашего желания, того чтобы мир, в котором мы живём - изменился бы к лучшему, будет лишь стремление к хорошей жизни, значит, мы не ждём Мошиаха, целью которого будет раскрыть всему миру знание о Б-ге. Не это нас волнует. И если бы не было у нас проблем, то и Мошиах не очень-то нужен. Но если мы поймём, что все наши несчастья и невзгоды говорят нам, что мы живём в неправильном мире, в мире, где праведность не только не вознаграждена, но и, на первый взгляд, наказуема. В мире повсеместного и каждодневного осквернения Имени Б-га. В мире, где так тяжело не запутаться и легко ошибиться. И, поняв всё это, мы возопим ко Вс-вышнему, чтобы Он спас нас от этого мира, чтобы не потерять наш путь к Нему, тогда нет сомнения, что наша молитва будет сразу услышана, и Вс-вышний раскроет перед нами новый мир, где «мир будет занят только познанием Всевышнего».