р.леви ицхак канторович
НАЧАЛО ИЗРАИЛЯ



Написано в мишне трактат Пиркей авот (5:2-3):

«Десять поколений от Адама до Ноаха, повествуют нам о терпение Всевышнего, ибо все эти поколения гневили Его, пока не послал на них потоп. Десять поколений от Ноаха до Авраама, повествуют нам о терпение Всевышнего, ибо все эти поколения гневили его, пока не пришёл Авраам и получил награду за всех».





Много важной информации скрыто в этих кратких словах, наших мудрецов, мы лишь подчеркнём то, что касается нашей темы.

Первого человека, Адама, можно назвать «традиционным», потому что он не сам раскрыл для себя Творца, а получил это знание от самого Всевышнего. Среди поколений, которые перечисляет мишна, всегда находились праведники. Например между Адамом и Ноахом были Шет, Ханох, Метушелех. Все они были праведными людьми и не гневили Всевышнего. Так же среди поколений между Ноахом и Авраамом, были другие праведники, во многих мидрашах мудрецы упоминают ешиву Шэма и Эвера. Все эти люди учили и передавали знание о Создателе, источником которого был Адам.

Однако появление в мире Израиля начинается именно с Авраама, человека не имеющего этого традиционного знания. Как написано в мидраше Шир аширим раба (5:1): грех Адама, затем Кайна, затем поколение потопа, поколение вавилонской башни, Сдом и Амора и в конце концов поступки египтян, отдалили божественное присутствие (шхина) от этого мира. Пока не пришёл Авраам, Ицхак, Яков, Леви, Кеат, Амрам, Моше и вернули божественное присутствие миру. Учим мы из слов мудрецов, что божественное раскрытие в мире, началось именно с Авраама, а не с Шема и Эвера.

Постараемся проследить дальнейшую цепочку появления Израиля. Когда Аврааму было семьдесят пять лет, Всевышний сказал ему оставить Харан и пообещал ему, что из него выйдет великий народ, как сказано (Берешит 12:2): «И Я сделаю тебя великим народом». Несмотря на то, что, в конце концов, у Авраама было восемь сыновей: один от Сары, один от Агарь и шесть от Кторы, и каждый из них стал отдельными народами, из вышеприведённого стиха видно, что великим будет только один. Потому что сказано «великим народом», но не великими народами во множественном числе.

Интересно, что в продолжении великим народом называются те, которые выйдут из Ишмаеля, как сказано (Берешит 21:18): «Встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я народом великим сделаю его», однако это сказано не Аврааму, а его матери Агарь. Как известно, Ишмаель не ладил с Ицхаком. Обратив внимание на это, Сара просит Авраама изгнать Ишмаеля из семьи (21:10): «И сказала она Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком». Авраам не может решиться на такой поступок: «И показалось это Аврааму весьма прискорбным из-за сына его», но Всевышний развеивает его сомнения: «И сказал Бог Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется тебе потомство».

Удивительная вещь, ведь как мы уже приводили выше, у Авраама было восемь сыновей, но Всевышний определяет, что потомком является только тот, который родился от Сары. Авраам выучил этот урок, поэтому, в дальнейшем, он уже сам, без вмешательства Всевышнего, высылает из семьи шесть сыновей Кторы, как сказано (Берешит 25:6): «А сынам наложниц, что у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей на восток, в землю Кэдэм». А Ицхака он делает своим приемником (25:5): «И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку».

Так же как и с Авраамом, Всевышний заключает союз с Ицхаком, как сказано (Берешит 26:3):



«Я буду с тобою и благословлю тебя; ибо тебе и потомству твоему дам Я все земли эти, и клятву осуществлю, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему».
У Ицхака рождается два сына: Эсав и Яков. История о них - это тема для не одной статьи. Мы же возьмём только то, что касается нашей темы.

Изначально, приемником Ицхака должен был стать Эсав, потому что он был первенцем. К тому же, Яков был как бы «не от мира сего». Как сказано (Берешит 25:27): «Яков (был) человеком кротким, живущим в шатрах». Однако Эсав пренебрёг этим статусом, как сказано (25:34): «И он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Эйсав первородством». Некоторые видят в истории с передачей Эсавом первородства, некое лукавство Яакова. Что он как бы вынудил умирающего от голода брата отдать ему первородство за тарелку чечевицы. Но если это было бы так, разве оценил бы Всевышний поступок Эсава как пренебрежение к первородству? Ведь если жизни человека грозит опасность и он вынужден нарушить одну из заповедей Торы, разве можно сказать, что нарушая, человек пренебрегает этой заповедью?! Как бы там не было, но поступок Эсава был расценен Всевышнем как пренебрежение и он лишился первородства.

Из дальнейших событий описанных в Торе мы видим, что Эсав пренебрёг не только статусом быть первенцем в семье, но и первенством вообще. О котором сказал сам Творец (Шмот 4:22): «И скажешь ты Паро: так сказал Господь: сын Мой, первенец Мой – Израиль».