Много важной информации скрыто в этих кратких словах, наших мудрецов, мы лишь подчеркнём то, что касается нашей темы.
Первого человека, Адама, можно назвать «традиционным», потому что он не сам раскрыл для себя Творца, а получил это знание от самого Всевышнего. Среди поколений, которые перечисляет мишна, всегда находились праведники. Например между Адамом и Ноахом были Шет, Ханох, Метушелех. Все они были праведными людьми и не гневили Всевышнего. Так же среди поколений между Ноахом и Авраамом, были другие праведники, во многих мидрашах мудрецы упоминают ешиву Шэма и Эвера. Все эти люди учили и передавали знание о Создателе, источником которого был Адам.
Однако появление в мире Израиля начинается именно с Авраама, человека не имеющего этого традиционного знания. Как написано в мидраше Шир аширим раба (5:1): грех Адама, затем Кайна, затем поколение потопа, поколение вавилонской башни, Сдом и Амора и в конце концов поступки египтян, отдалили божественное присутствие (шхина) от этого мира. Пока не пришёл Авраам, Ицхак, Яков, Леви, Кеат, Амрам, Моше и вернули божественное присутствие миру. Учим мы из слов мудрецов, что божественное раскрытие в мире, началось именно с Авраама, а не с Шема и Эвера.
Постараемся проследить дальнейшую цепочку появления Израиля. Когда Аврааму было семьдесят пять лет, Всевышний сказал ему оставить Харан и пообещал ему, что из него выйдет великий народ, как сказано (Берешит 12:2): «И Я сделаю тебя великим народом». Несмотря на то, что, в конце концов, у Авраама было восемь сыновей: один от Сары, один от Агарь и шесть от Кторы, и каждый из них стал отдельными народами, из вышеприведённого стиха видно, что великим будет только один. Потому что сказано «великим народом», но не великими народами во множественном числе.
Интересно, что в продолжении великим народом называются те, которые выйдут из Ишмаеля, как сказано (Берешит 21:18): «Встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я народом великим сделаю его», однако это сказано не Аврааму, а его матери Агарь. Как известно, Ишмаель не ладил с Ицхаком. Обратив внимание на это, Сара просит Авраама изгнать Ишмаеля из семьи (21:10): «И сказала она Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком». Авраам не может решиться на такой поступок: «И показалось это Аврааму весьма прискорбным из-за сына его», но Всевышний развеивает его сомнения: «И сказал Бог Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется тебе потомство».
Удивительная вещь, ведь как мы уже приводили выше, у Авраама было восемь сыновей, но Всевышний определяет, что потомком является только тот, который родился от Сары. Авраам выучил этот урок, поэтому, в дальнейшем, он уже сам, без вмешательства Всевышнего, высылает из семьи шесть сыновей Кторы, как сказано (Берешит 25:6): «А сынам наложниц, что у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей на восток, в землю Кэдэм». А Ицхака он делает своим приемником (25:5): «И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку».
Так же как и с Авраамом, Всевышний заключает союз с Ицхаком, как сказано (Берешит 26:3):