автор Раббанит Лея Ганс
подготовила Зисси Скаржинская
Наказание в еврейском воспитании, часть 1
В воспитании мы стремимся убрать нежелательное поведение и добиться или усилить желательное. Наказание наряду с поощрением является методом воспитания, способствующим изменению поведения. Наказаниями мы стараемся устранить ту линию поведения, которую считаем неприемлемой, а поощрением – подкрепить новую, хорошую привычку.
Что может быть наказанием? Всегда ли это окрик, шлепок? Или возможно наказать даже взглядом, меньшим проявлением любви в сравнении с обычным? В сущности, наказание – это любое действие, которое приводит к тому, что ребенок почувствует «дух сокрушенный», то есть сожалеет о своем поступке. Наказание может быть физическим и моральным. Физические наказания понятны, по отношению к маленькому ребенку это может быть шлепок. Моральные наказания могут быть выражены словами, например: «Я разочарована тобой», «Ты причинил мне боль»; выражением лица – ребенок смотрит на маму и понимает, что она разочарована.

Моя дочь недавно пришла домой и рассказала, что она купила что-то, чему очень рада. Я же не выразила ни лицом, ни словами своего восхищения. Эта вещь стоила очень дорого, слишком дорого, по-моему. Она купила ее на свои деньги, у меня в мыслях не было наказать ее. Просто на моем лице она не прочитала того восторга, который ожидала увидеть. Она расстроилась: «Я ходила, искала, купила – а тебе не нравится». Я ничего ей не сказала, но по моему лицу она все поняла. Таким образом, выражение лица тоже может служить воспитательным средством.
Иногда мы ошибочно думаем, что наказание – это только удар, шлепок, пощечина.
Мы часто совершаем ошибку, принимая за наказание необдуманный порыв злости, спонтанные вспышки ярости родителя в отношении ребенка. Это не наказание по определению. Это всего лишь срыв родителя, которому под руку попался ребенок. Это гнев, это проявление дурных наклонностей, только не называйте это наказанием.

Наказание – это, прежде всего, обдуманное направленное действие. Родитель должен полностью владеть собой, иначе это не есть наказание по определению, а просто выплескивание на ребенка накопившихся отрицательных эмоций. Наказание должно быть продуманным, взвешенным, контролируемым.

Что говорит Тора про наказание? Мы должны его использовать, или можно обойтись без него?

Мы знаем, что написано: «Всегда будет левая отталкивать, а правая приближать». Чтобы проявилась суть любви («правая приближает»), необходимо, чтобы присутствовала и ограда, наказание («левая отталкивает»). Современная система воспитания учит, что пора убрать наказания. Родители и учителя должны быть друзьями детей, нет места наказаниям, все на равном положении. Таково отношение современных психологов к воспитанию. Этот подход основан на мнении, что человек рождается без пороков. Если родители относятся к ребенку как к другу, дают ему все, что нужно, относятся к нему с любовью и нежностью, то он и растет хорошим любящим человеком. А все плохие качества ребенок выучит из неправильного поведения родителей и окружающих.

Это неверный подход. Мы знаем, что написано: «Человек рождается диким осленком». Человек рождается с дурным началом. И если родители не будут направлять ребенка, не проявят родительский авторитет, маловероятно, что вырастет хороший человек. Ребенку нужны проявления родительской власти, они просят и требуют их. Вам наверняка знакомы неблагополучные семьи, где дети плохо ведут себя, хулиганят, кричат, чтобы родители отнеслись к ним с позиции наставника, ограничили, даже наказали. Там, где избегают наказаний, не приходится говорить о воспитании, о «строительстве человека».

Наказание – это обязательная часть процесса воспитания. Конечно, лучше наказывать по возможности меньше, не применять силы. Но использовать свой авторитет мы обязаны. Ребенок должен знать, что родитель находится на другом уровне. Без наказаний ребенок в 2 года может засунуть пальцы в розетку, в 3 года выехать на велосипеде на дорогу, в 4 года вырывать волосы новорожденному брату и т. д. Нормативная ситуация – когда ребенок знает, что в случае опасности, в неприятной ситуации, когда он может причинить вред себе или другим, родитель будет рядом и остановит его, не даст совершить проступок. Родитель использует и принцип «правая приближает», показывая свою любовь и поощряя хорошее поведение, но иногда мы вынуждены применять «левая отталкивает», чтобы ограничить, остановить плохое поведение.

Маленький ребенок часто не понимает объяснений родителя об опасности определенных вещей и поступков.
Родился маленький братик. Понятно, что родители стараются сблизить братьев, рассказывают, как старший теперь будет помогать в уходе за младшим: ты будешь приносить полотенце, подгузник, соску. Но если старший бьет младшего или кусает, он получит шлепок от мамы и поймет, что все, здесь пролегает граница, такое поведение неприемлемо. «Я так больше не буду делать, мне это не выгодно».

Когда ребенок вырастет, он будет получать иные наказания за более серьезные проступки (если понадобится). Ребенок не должен смотреть на родителя так, словно их понимание одинаковое. Наоборот, в глазах ребенка родитель обладает взрослым взглядом на жизнь, большим опытом, глубоким умением оценить ситуацию, уравновешенным состоянием духа. Если рядом есть такой взрослый, ребенок растет духовно здоровым. Это воспитание, о котором Тора заповедует нам.

Конкретно о наказаниях

Прежде всего, нужна… молитва. Так же, как в любом деле, и в наказании нужна молитва, еще прежде, чем мы задумываемся о степени и мере наказания.
Ребенок должен знать, что он опирается на силу, надежную и решительную. Если он не чувствует в родителях решительность и надежность, если родители не умеют ставить границы и использовать наказание, когда нужно, ребенок начинает хулиганить и кричать, – и никак не может остановиться. Ему дают все, что он хочет, но он бушует все сильнее. Но если в этом случае он получает наказание, то успокаивается и умолкает. Ребенок словно просил помочь ему остановиться, потому что сам не в силах. И теперь ребенку спокойно, он почувствовал, что есть кто-то «над» ним, кто сможет обуздать его, остановить его, когда «несет», заставить правильно пользоваться собственными силами.

Иногда родители даже говорят, что ребенок «напрашивается» на наказание. Повторю, это не обязательно должно быть физическое наказание, иногда достаточно окрика, взгляда. Совсем маленьким детям достаточно взгляда или легкого удара по ручке. Ребенок постарше, выбежавший на дорогу или свесившийся через подоконник, может получить чувствительный шлепок, чтобы надолго запомнил, что это опасно. Но обязательно с объяснением, что так делать нельзя.