Представим себе ситуацию: девочка затрудняется в приготовлении уроков и просит старшую сестру помочь. Сестра занята, например, чтением и не хочет прерываться. Мама тоже занята по дому и никак не может помочь дочке. Приближается время ложиться спать, девочка умоляет старшую сестру, которая, однако, не уступает. Мама очень разочарована и говорит: «Хана, ты отказалась помочь своей сестре, которая так в этом нуждалась! Эгоистка! Тебе важны только собственные интересы! Тебя не учили, что евреи – добродетельные?! Что хесед – один из столпов, на которых стоит мир, и плодами которого пользуются в этом мире, но истинный их свет – в будущем мире? Чтобы ты научилась, как делать добро, ты останешься дома и не пойдешь на встречу подруг, которую ты так ждала. Так ты выучишь, что такое хесед».
В этой ситуации мама сделала ошибку: неправильные ассоциации. Когда на ребенка кричат, что он сделал что-то плохое, и при этом пытаются объяснить, как важно делать хесед, у него будут плохие ассоциации с хеседом. В следующий раз, когда родитель заговорит с ним о хесед, он уже будет думать о нем с отрицательным опытом наказания. В случае девочки – со стыдом и горьким привкусом пропущенной встречи. То же может случиться и со взрослыми детьми в неприятной для них ситуации.
Поэтому, если во время наказания мы начинаем рассказывать ребенку, как важно делать добрые дела, помогать другим, уважать родителей, не врать (как ценно говорить правду) или любой другой важный воспитательный посыл, то мы выбрали неправильное время. Достаточно сказать: ты сделал то-то и то-то, и ты наказан.
Когда же правильное время для таких объяснительных разговоров? Когда ребенок поступил правильно, даже если это бывает гораздо реже. Скажем, если ребенок сказал правду, а мы знаем, как ему это тяжело. Самое время отметить это, похвалить и объяснить важность правды. Здесь можно привести и высказывания мудрецов, мидраши – рассмотреть вопрос, потому что сейчас ребенок готов слушать, его хвалят, и ему приятно. Это создаст положительные эмоции, и в связи с хорошим качеством (правдой или хеседом) ребенок будет вспоминать улыбку родителя, похвалу.
Однако даже при наказании ребенок должен знать, за что мы наказываем. «Это наказание полагается тебе за то, что ты соврал». Не смысл нарушения, а кратко – за что. И наказывать, только если мы точно уверены, что проступок имел место (что ребенок сказал неправду).