Рав Леви Ицхак Канторович
Недельная глава Ноах


Сказано (Берейшит 6:1): «Вот порождения Ноаха: Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б-гом ходил Hoax». Этот стих начинается со слов «Вот порождения Ноаха», и поэтому логично было бы предположить, что сразу после этих слов должны следовать имена сыновей Ноаха, но почему то они появляются позже, а сначала мы читаем, что Ноах был праведником. Возникает вопрос: что хочет сказать нам Тора необычной структурой этого стиха?
Чтобы ответить на этот вопрос, Раши приводит слова мидраша Танхума, где мудрецы, исходя из странного строения стиха, заключили, что основные порождения праведников – это их добрые дела. И в доказательство привели слова царя Шломо (Притчи 11:30): «Плод праведника – древо жизни», а, как известно, древом жизни именуется Тора. Получается, что нет ничего странного в строении этого стиха. Просто вначале Тора говорит нам об основном порождении праведника – и это он сам, то, как он построил себя, воспитал и усовершенствовал, выполняя заповеди, и лишь затем второе его порождение – его дети.

Есть и ещё не очень понятные слова в этом стихе. Что хотела подчеркнуть нам Тора, сказав, что Ноах был праведником в своих поколениях? На это место Раши также приводит несколько мнений наших мудрецов. Одни говорят, что эти слова призваны подчеркнуть нам праведность Ноаха: если в поколении злодеев он смог быть праведным, тем более, если бы Ноах родился в поколении праведников, то был бы ещё бóльшим праведником. Другие говорят, что, наоборот, именно в поколении злодеев Ноах считался праведным, но если бы он родился в поколении Авраама, его праведность ни во что бы не ставили. Первое мнение представляется более понятным: Тора хотела подчеркнуть нам величие Ноаха. Что же касается второго мнения, не совсем понятно, зачем нам нужно знать, что праведен Ноах была только на фоне его поколения. Что нам с того и что мы из этого можем выучить? Кроме того, ведь написано, что Ноах был «праведником цельным», что означает совершенным праведником, так как после этого можно уличить Ноаха в недостаточной праведности?

Однако Хатам Софер в книге «Торат Моше» объясняет нам следующее. В поколении Авраама праведность Ноаха ни во что бы не ставили только в том случае, если бы он остался на том же уровне, на котором находился в своём поколении. Но никто не хотел сказать, что Ноах остался бы в поколении Авраама на том же уровне, на каком был в своём поколении. Получается, что мудрецы раскрывают нам очень важную вещь. Конечно, человек может достичь духовных высот, соблюдая заповеди Творца, но уровень поколения, в котором живёт праведник, также влияет на него. Чем выше духовность поколения, тем выше сможет подняться праведник. Таким образом, никакого противоречия между этими двумя мнениями нет; второе мнение лишь подчеркивает, что Ноах не смог достичь уровня Авраама по вине поколения.

Трепет перед вами
Интересное замечание делает автор книги «Беэр Йосеф». После Творения первого человека Всевышний его благословляет (Берешит 1:28):
«Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской, и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле».
И когда по окончанию потопа Ноах выходит из ковчега, он также получает благословение от Всевышнего (9:1):
«Плодитесь и умножайтесь и наполняйте землю. И страх пред вами и трепет пред вами будет на всяком животном земном и на всякой птице небесной, от всего ползающего по земле и до всех рыб морских».
Почему первому человеку Всевышний говорит: Властвуйте над рыбой и над животными, а Ноаху «И трепет перед вами будет на животных» и т.д.? Сказано в книге «Беэр Йосеф», что до потопа животные полностью находились под властью человека; поднимался духовно человек, и вместе с ним поднималось всё творение, но если падал, то всё творение падало вместе с ним. Поэтому в поколении потопа животные развратились вместе с человеком. Но после потопа Всевышний поклялся, что больше не будет уничтожать землю, поэтому, даже если человек опять развратится, всё живое не опустится настолько, что нужно будет снова стирать его «с лица земли».