Чтобы ответить на этот вопрос, Раши приводит слова мидраша Танхума, где мудрецы, исходя из странного строения стиха, заключили, что основные порождения праведников – это их добрые дела. И в доказательство привели слова царя Шломо (Притчи 11:30): «Плод праведника – древо жизни», а, как известно, древом жизни именуется Тора. Получается, что нет ничего странного в строении этого стиха. Просто вначале Тора говорит нам об основном порождении праведника – и это он сам, то, как он построил себя, воспитал и усовершенствовал, выполняя заповеди, и лишь затем второе его порождение – его дети.
Есть и ещё не очень понятные слова в этом стихе. Что хотела подчеркнуть нам Тора, сказав, что Ноах был праведником в своих поколениях? На это место Раши также приводит несколько мнений наших мудрецов. Одни говорят, что эти слова призваны подчеркнуть нам праведность Ноаха: если в поколении злодеев он смог быть праведным, тем более, если бы Ноах родился в поколении праведников, то был бы ещё бóльшим праведником. Другие говорят, что, наоборот, именно в поколении злодеев Ноах считался праведным, но если бы он родился в поколении Авраама, его праведность ни во что бы не ставили. Первое мнение представляется более понятным: Тора хотела подчеркнуть нам величие Ноаха. Что же касается второго мнения, не совсем понятно, зачем нам нужно знать, что праведен Ноах была только на фоне его поколения. Что нам с того и что мы из этого можем выучить? Кроме того, ведь написано, что Ноах был «праведником цельным», что означает совершенным праведником, так как после этого можно уличить Ноаха в недостаточной праведности?
Однако Хатам Софер в книге «Торат Моше» объясняет нам следующее. В поколении Авраама праведность Ноаха ни во что бы не ставили только в том случае, если бы он остался на том же уровне, на котором находился в своём поколении. Но никто не хотел сказать, что Ноах остался бы в поколении Авраама на том же уровне, на каком был в своём поколении. Получается, что мудрецы раскрывают нам очень важную вещь. Конечно, человек может достичь духовных высот, соблюдая заповеди Творца, но уровень поколения, в котором живёт праведник, также влияет на него. Чем выше духовность поколения, тем выше сможет подняться праведник. Таким образом, никакого противоречия между этими двумя мнениями нет; второе мнение лишь подчеркивает, что Ноах не смог достичь уровня Авраама по вине поколения.