Рав Леви Ицхак Канторович
Нехорошо быть человеку одному
Написано в Торе (Берешит 1:27):

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их»
Вначале повествует нам Писание, что человек был создан один, как сказано «сотворил его». Однако, в конце этого стиха написано «мужчину и женщину сотворил Он их». Значит, уже изначально человек был не один, а их было двое - мужчина и женщина. Так как же правильно понимать: вначале человек был один, или сразу их было двое? Наши мудрецы в трактате Эрувин (18:1) обратили внимание на это противоречие. Есть мнение, что изначально человек был создан одним, и в нем было и мужское и женское начало одновременно.

О создании женщины написано (Берешит 2:18): «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему»

После того, как женщина была отделена от мужчины, несложно понять, почему нехорошо мужчине быть одному: на то есть немало причин. Мужчина нуждается в женщине, это ясно каждому. Это и духовная близость и поддержка, которую может дать только она, это и физическая потребность.

Однако, если мы говорим, что, изначально, в первом человеке мирно сосуществовали мужское и женское начала, это значит, что у него не возникало всех вышеупомянутых проблем. А, если так, на первый взгляд, нехорошо человеку одному было после разделения на мужчину и женщину, а до того, напротив, всё было прекрасно. Так в чём же на самом деле суть слов Всевышнего, что «нехорошо быть человеку одному»? на первый взгляд, всё наоборот.

С другой стороны, даже если допустим, что быть в том виде, в котором находился первый человек изначально, это не хорошо. Тогда возникает другой вопрос: зачем Всевышнему понадобилось изначально создавать мужчину и женщину вместе, если это не хорошо? Создал бы их сразу по-отдельности, если так лучше!

На последний вопрос комментаторы, ответили следующим образом: все животные были созданы изначально по-отдельности, самки отдельно от самцов. И в результате у животных вообще отсутствует понятие семьи. Они соединяются на время, ведомые инстинктом, но сразу же, по прошествии какого-то периода, расстаются. Так что в следующий период они даже не задумываются, кто из самок был его «семьёй» в прошлый раз. А вот о семейных узах между людьми Тора говорит (Берешит 2:24): «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью». Цель мужчины - стать одним целым со своей женой, т.е. как бы вернуться в изначальное состояние, когда мужчина и женщина были действительно одним телом. Достижение этого единства было бы не возможно, если бы они были созданы по-отдельности.
Пояснение комментаторов помогает нам ответить на последний вопрос, но ещё больше усиливает первый: если, в конце концов, цель человека стать одной плотью с женой, тогда зачем вообще их было разделять?
На самом деле, практически все комментаторы Торы, ришоним и ахроним, написали пояснения к этим словам «не хорошо быть человеку одному». Приведём здесь комментарий основанный на словах рава Деслера в книге «Михтав миэлияу», в его брошюре о добродетели, шестой раздел.

Как мы уже писали в предыдущих статьях, цель присутствия человека в этом мире - приобретение совершенства и уподобление Творцу. Написано в Тэилим (89:3): «мир добродетелью построен». На основе этого стиха говорят наши мудрецы, что первая «мысль» Всевышнего при создании мира была о добродетели. Это значит, что основным качеством, в котором мы должны уподобиться Творцу, является добродетель. Поэтому, не смотря на то, что единство мужского и женского начала - это, казалось бы, максимальное совершенство, всё же есть в этом и недостаток. Потому что при таком состоянии дел нет человека, который бы нуждался в другом и зависел бы от него. Не смотря на то, что были растения и животные, о которых человек тоже мог заботиться, проявляя тем самым качество добродетели, всё же забота о близких людях, о жене – является высшим проявлением подобия Творцу! И так и пишет ученик Аризаля, р. Хаим Виталь, что основным показателем совершенства человека в этом качестве является его отношение к жене.