И ещё один интересный аспект мы учим из уподобления «мидот» одежде. Так же, как одежду, которую человек выбирает в соответствии с погодой за порогом или в соответствии с родом его занятий, человек может «подбирать» себе качества характера, «мидот».
Поэтому раби Йоханан называл одежду, то есть, его качества характера, как то, что приносит ему почёт. Потому что мы ведь знаем, насколько не легко овладать с бушующими страстями, или, наоборот, пробудить их, в соответствии с ситуацией. Но для раби Йоханана это было реальностью. Поэтому такое положение вещей демонстрирует величие человека, обладающего такими способностями, и, конечно, вызывает уважение окружающих.
Теперь вернёмся к истории с раби Иошуа бен Леви. Но в начале условимся, что сам по себе факт, что раби Иошуа попал живым в рай, нам понять практически невозможно. Поэтому понять до конца произошедшее мы не сможем.
Сам по себе факт попадания в рай при жизни - это не самое важное из этой истории. Важно лишь то, что раби Иошуа ещё при жизни смог достичь высочайшего духовного уровня, который был ему доступен.
Его материальная составляющая была полностью подчинена его духовной ипостаси, таким образом раби Иошуа смог переступить через порог смерти. Единственное, за что ангел смерти смог задержать его и попытаться вернуть к обычному порядку вещей, это его «мидот». Эта незначительная «грубоватость» материальной стороны обязывала его пойти по обычному пути в рай: через смерть. Клятва, суть которой самоограничение, была последним усилием раби Иошуа: стереть грубость его материальной стороны и полностью освободиться от влияния телесности.
Конечно, мы можем лишь со стороны наблюдать и восхищаться величием наших мудрецов, но в этом есть и немалая польза. Потому что, как пишет рав Вольбе в книге «Алей Шур», именно восхищение каким-либо духовным уровнем даёт возможность человеку приобрести этот уровень!