р. леви ицхак канторович
Одежда

Когда пришло время раби Иошуа покинуть этот мир, ангелу смерти было приказано, что перед тем, как он исполнит свою обычную работу, забрав человеческую душу, он должен будет выполнить одно из желаний раби Иошуа. Раби Иошуа попросил ангела смерти показать его место в раю.
Интересную вещь мы можем выучить из истории, описанной в трактате
Ктубот (77:2): она произошла с раби Иошуа бен Леви в конце его жизни.
Были люди, которые болели страшной и очень заразной болезнью. Все
вокруг сторонились их, а раби Иошуа бен Леви, не смотря ни на что,
обучал их Торе. Когда пришло время раби Иошуа покинуть этот мир,
ангелу смерти было приказано, что, перед тем, как он исполнит свою
обычную работу, забрав человеческую душу, он должен будет выполнить
одно из желаний раби Иошуа. Раби Иошуа попросил ангела смерти
показать его место в раю.

Когда они подошли к раю, ангел поднял раби Иошуа, чтобы он смог увидеть его место в раю, и в этот момент раби Иеошуа прыгнул в рай! Однако, ангел смерти успел схватить раби Иошуа бен Леви за край его одежды и держал. Тогда раби Иошуа поклялся, что не вернётся из рая, на что Всевышний сказал: если раби Иошуа когда-либо расторгал данные им клятвы, то он должен вернуться, а если нет, то пускай остаётся.

Из этих слов наших мудрецов следует, что раби Иошуа бен Леви живым попал в рай и остался там. Это место Талмуда очень глубоко и интересно прокомментировал рав Деслер в четвёртом томе своей книги «Михтав ми- Элияhу». Однако мы обратим внимание лишь на один момент этой истории.
Ангел смерти схватил раби Иошуа за край его одежды и держал его, чтобы тот не попал в рай.
Если понимать это буквально, то удивительно, почему ангел не втащил этого мудреца обратно в наш мир? Ведь невозможно заподозрить ангела в недостатке сил. Человек ограничен физическими возможностями, но не ангел. Следовательно, эти слова мудрецов являются лишь намёком на нечто более глубокое.

Написано в трактате Шабат (113:2): «раби Йоханан называл одежду дающие мне почёт». На первый взгляд не совсем понятно, зная отношение наших мудрецов ко всему материальному, почему раби Йоханан придавал такое значение одежде? Имено в ней он видел почёт и уважение? Видимо, неспроста говорят «Встречают по одёжке, а провожают по уму»?

Наши учителя поясняют: конечно, раби Йоханан не говорит об обычной одежде, тут имеются в виду качества характера, «мидот». Основываясь на этом комментарии, мы можем подчерпнуть для себя несколько важных и интересных аспектов.
«Мидот» - это система, которая не является неотъемлемой частью души человека так же, как и одежда не является частью тела человека.
И ещё один интересный аспект мы учим из уподобления «мидот» одежде. Так же, как одежду, которую человек выбирает в соответствии с погодой за порогом или в соответствии с родом его занятий, человек может «подбирать» себе качества характера, «мидот».

Поэтому раби Йоханан называл одежду, то есть, его качества характера, как то, что приносит ему почёт. Потому что мы ведь знаем, насколько не легко овладать с бушующими страстями, или, наоборот, пробудить их, в соответствии с ситуацией. Но для раби Йоханана это было реальностью. Поэтому такое положение вещей демонстрирует величие человека, обладающего такими способностями, и, конечно, вызывает уважение окружающих.

Теперь вернёмся к истории с раби Иошуа бен Леви. Но в начале условимся, что сам по себе факт, что раби Иошуа попал живым в рай, нам понять практически невозможно. Поэтому понять до конца произошедшее мы не сможем.

Сам по себе факт попадания в рай при жизни - это не самое важное из этой истории. Важно лишь то, что раби Иошуа ещё при жизни смог достичь высочайшего духовного уровня, который был ему доступен.

Его материальная составляющая была полностью подчинена его духовной ипостаси, таким образом раби Иошуа смог переступить через порог смерти. Единственное, за что ангел смерти смог задержать его и попытаться вернуть к обычному порядку вещей, это его «мидот». Эта незначительная «грубоватость» материальной стороны обязывала его пойти по обычному пути в рай: через смерть. Клятва, суть которой самоограничение, была последним усилием раби Иошуа: стереть грубость его материальной стороны и полностью освободиться от влияния телесности.

Конечно, мы можем лишь со стороны наблюдать и восхищаться величием наших мудрецов, но в этом есть и немалая польза. Потому что, как пишет рав Вольбе в книге «Алей Шур», именно восхищение каким-либо духовным уровнем даёт возможность человеку приобрести этот уровень!