Рав Леви Ицхак Канторович
Ошибка первого человека
В прошлой статье мы говорили об уровне осознания вещей у первого человека, о том, что выбор первого человека был не между добром и злом, а между истиной и ложью. В связи с этим не понятно, как он мог пойти на абсолютную ложь – нарушить волю Творца?
Если мы попытаемся найти причину падения первого человека, то логично будет в первую очередь обратить внимание на речи змея, которыми он пытался соблазнить Хаву согрешить. Написано (Берешит 3:5): «Но знает Б-г, что в день, когда вы съедите от него (дерева), раскроются ваши глаза и будете, как Б-г, знать добро и зло». Эти слова змея мудрецы в мидраше Берешит раба (19) разъяснили так: «От этого древа Он ел и сотворил мир, а вам Он сказал не есть от него, чтобы вы не сотворили другие миры». Из этих слов «соблазнителя», мы можем увидеть ход мысли первого человека. Первый человек хотел сделать как лучше, ведь цель человека - за счёт служения достигнуть совершенства и уподобиться Б-гу. Но в условиях, в которых он находился в эдемском саду, это было практически невозможно: как он мог нарушить волю Творца, ведь абсурдность этого была ему очевидна! Как результат, Адам не мог осознать, в чём значимость его служения; слишком уж легким оно ему представлялось

Ещё один интересный момент раскрывают нам мудрецы. Всевышний заповедовал Адаму не есть от древа познания добра и зла, но когда Хава трактует этот запрет, она говорит следующее (Берешит 3:3): «Но про плоды дерева, которое в середине сада, сказал Б-г: «Не ешьте от него и не прикасайтесь к нему». Почему Хава вдруг говорит, что Б-г запретил даже дотрагиваться до древа? В трактате «Авот де-рабби Натан» сказано, что запрет дотрагиваться до дерева постановил Адам, но он не раскрыл Хаве, что это его собственное устрожение, выдав это за волю Б-га. На первый взгляд, в этом нет ничего страшного, ведь в Торе есть отдельная заповедь - устанавливать ограждения, отдаляющие нас от нарушения воли Всевышнего, как сказано (Ваикра 18:30): «Поэтому храните то, что Я дал вам хранить». Мудрецы в трактате Евамот (21:1) выучили из этих слов Торы, что есть заповедь устанавливать ограждения запретам Торы, если есть на то необходимость. Конечно, когда мудрецы видели необходимость установления ограды, они были обязаны сообщить народу, что это их постановление, а не постановление Торы, потому что Тора запрещает добавлять к существующим заповедям, как сказано (Дварим 4:2):
«Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; дабы соблюдать заповеди Господа, Бога вашего, которые Я заповедую вам».
А Адам не сообщил своей жене, что запрет дотрагиваться до дерева - это его собственное постановление.

Однако мудрецы в мидраше Берешит раба (19) говорят, что не эта ошибка привела первого человека к падению. К падению его привело то, что он придал своему постановлению большую важность, нежели запрет Всевышнего не есть от дерева. На первый взгляд, это не понятно: конечно, нам очень близко «деяние рук наших», поэтому оно может в некоторых случаях быть нам ближе и дороже, чем даже воля Творца. Но это для нас, которым истинный порядок вещей не очевиден, сокрыт. Но первый человек, которому все было ясно, однозначно, как можно уличить его в неправильном взгляде на вещи?! Постараемся пояснить.
Мы уже упоминали, что Всевышний заповедовал нам служить Ему только лишь для того, чтобы мы получали благо Будущего мира не задарма. Чтобы мы обладали этим благом по праву. Действие ставится в вину или в заслугу человеку только лишь тогда, когда у него был выбор совершать это действие или же нет. Если человек совершает действие, не имея выбора, то это действие ставится в вину или в заслугу тому, кто лишил его этого выбора. Поэтому Адам, находясь в Эдемском саду, оказался перед сложной дилеммой: он чётко понимал, что он находится тут, чтобы что-то сделать, чтобы чего-то добиться, достигнуть возможного совершенства. И это должен был сделать именно он, это должно было быть именно его действием. Однако на том уровне очевидности вещей, какая была у него, Адаму была не понятна важность его поступков.
Нарушение воли Творца, для него было равно самоубийству, всё божественное тянуло его так же, как нас притягивает «глоток воздуха».
Где был во всём этом он, как проявить своё я? Время проходило, а Адам всё ещё не понимал, что же он сделал, чего он добился, ведь от него практически ничего не зависит. Как проявить в себе образ и подобие Создателя? Поэтому он пошёл на самоубийство, он пошёл на смерть, он наполнил мир злом, ради того, чтобы процесс служения был более ощутим!

Есть две возможности быть подобным Творцу: так же, как Он - всемогущ, так и я могу создавать, так и я обладаю возможностями. Второй вариант: я - никто, я - это лишь частичка Его воли. За короткое время нахождения Адама в Саду он должен был осознать никчемность бытия «вне» Творца. И это он осознал. Но он испугался потерять своё я, ведь его создали быть в какой-от мере именно вне Творца, а, значит, его «я» - уместно и должно быть. И в этом была его ошибка; он бы не потерял своё я. Он бы, конечно, как бы умер в своих глазах, не проявив себя и не реализовав, но эта смерть не была бы уничтожением, а только лишь ослаблением границы между Б-гом и человеком! С одной стороны, он стал бы единым с Творцом, Его частичкой, но, с другой стороны, он всё же остался бы человеком. Это имели в виду мудрецы, сказав, что первый человек придал своему устрожению большую важность, чем постановление Творца. Другими словами, он переоценил необходимость и важность своего я.