р. леви ицхак канторович
Основы

Часть 1

Глава Берешит повествует о сотворении мира. О том, как были сотворены небо, земля, и всё сущее. Венцом Творения, его заключительным этапом, является человек. Рамхаль в книге «Путь Творца» (раздел второй – «Цель Творения»), говорит, что Вс-вышний сотворил этот мир для того, чтобы «одарить Своим благом Творение».



И тут может возникнуть вопрос: Если Вс-вышний сотворил мир, чтобы поделиться с ним Своим добром, то почему для реализации этого плана недостаточно сотворить только растения, или только животных? Ведь они также нуждаются, и получают благо от Вс-вышнего. В чём необходимость создания именно человека?

И, если уж мы пытаемся разобраться в необходимости создания человека, уместно спросить более важный и кардинальный вопрос: если Вс-вышний сотворил человека, чтобы одарить того Своим благом, почему с первого момента появления в мире человека этого не произошло? Как понять написанное в нашей главе Берейшит (2: 15-17):
«И взял Господь Бог человека, и поместил его в саду Эйдэнском, чтобы возделывал его и хранил его. И заповедал Господь Бог человеку, сказав: «От всякого дерева сада ты можешь есть, а от дерева познания добра и зла – не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, умрешь».
Учат нас мудрецы, что в этих словах Торы человеку были даны первые заповеди: возделывать и хранить сад, заповедь есть от всякого древа, и запрет есть от древа познания добра и зла. С появлением женщины, к этому списку добавилась заповедь плодиться и размножаться.

Если цель прихода человека в этот мир - получение блага от Вс-вышнего, то причём тут заповеди?

Конечно, так уж устроен мир, в котором мы живём, что всегда есть рабочий и есть работодатель. Они оба нуждаются друг в друге. Рабочий, чтобы получить желаемое, нуждается в работодателе, а работодатель - в рабочем. И если бы Вс-вышний был бы таким работодателем, всё было понятно, но… мы верим, что Вс-ышний совершенен, и не испытывает ни в чём недостатка. Поэтому, на первый взгляд, непонятно: почему человек не был одарён благом Вс-вышнего сразу, как только он появился в Эдемском саду?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны понять, в чём же заключается благо, ради получения которого мы пришли в этот мир.

Рамхаль в книге «Путь праведных» пишет, что человек создан для того, чтобы наслаждаться близостью к Творцу и сиянием Его присутствия («Шхины»). И это самое большое удовольствие, которое только может быть.

Однако эти слова нашего учителя также требуют пояснения.

Ответ на все эти вопросы находится в книге Рамхаля «Путь Творца», во втором разделе. Там сказано, что только лишь Вс-вышний является истинным совершенством, без изъяна. А если так, то и благо, ради которого Он создал человека, должно быть совершенным, без всякого изъяна. Как у ремесленника: чем больше опыта, способностей и умения у него, тем меньше недостатков будет в продукции. Тем более, когда речь идёт о самом Творце!
Все виды удовольствия, которые известны нам в рамках материального мира - ограничены.
Хотя бы потому, что практически все они приходят в качестве насыщения материальных потребностей. И поэтому с исчезновением потребностей, исчезает также и удовольствие. Таким образом, в рамках нашего мира не существует, и не может быть того совершенного удовольствия, ради которого был сотворён человек. Поэтому, говорит Рамхаль, человек был создан, чтобы получать удовольствие от близости к Творцу, и от сияния Его божественного присутствия. То есть, удовольствие от бесконечного осознания величия единства Творца.

Тут мы уже можем ответить на вопрос, почему для реализации плана Всевышнего недостаточно было создать лишь растения или животных, которые, казалось бы, также нуждаются в благе Творца. Потому, что все их потребности - материальны. Поэтому и благо, которым одаривает их Творец, ограничено. В мире должно было появиться существо, имеющее возможность осознать величие единства Вс-вышнего, и имеющее возможность быть единым с Творцом. Тем самым получить благо и наслаждение в совершенном виде. Ну а растения и животные пришли в этот мир для того, чтобы помочь человеку в его служении Творцу.

Ответ на вопрос о том, в чём заключается необходимость выполнения заповедей - отложим на следующею неделю. Предлагаю пока что подумать над ним самостоятельно.