р. леви ицхак канторович
Тонкий намёк
Почему верующие евреи сторонятся многих визуальных технических новшеств? Ведь одна из основных задач человека - это воспитать его детей в духе Торы и заповедей, ещё с малого возраста привить им веру и направить их на правильный путь.

По сравнению с предыдущими поколениями, можно с уверенностью сказать, что мы живём во время большого технического прогресса. Вместо того, чтобы ждать весточки от родных и близких нам людей неделю, а то и месяц, мы можем мгновенно связаться с ними по телефону, или посредством других средств связи. Компьютерная графика также потихоньку стирает грань между реальностью и выдуманными образами. В связи с этим, у многих возникает вопрос, почему верующие евреи сторонятся многих визуальных технических новшеств? Ведь одна из основных задач человека - это воспитать его детей в духе Торы и заповедей, ещё с малого возраста привить им веру, и направить их на правильный путь.

Конечно, всё, что касается веры в Творца - исключает любые визуальные образы. Но ведь Тора описывает нам много чудес, связанных с нашими праотцами, с пребыванием народа в пустыне. Как и Талмуд описывает немало чудес, произошедших с нашими мудрецами. Почему бы не использовать современные визуальные эффекты, чтобы донести до наших детей, да и до нас тоже, величие этих моментов?

На самом деле, подобный вопрос уже задавали более ста лет назад главе ешивы «Тэльз», Йосефу Иеуде Лейбу Блоху. Вопрос был о пасхальном Сэдэре, когда мы выполняем заповедь рассказывать об исходе из Египта и о чудесах, произошедших там.
Почему мы делаем это так скучно, просто сидим и говорим? Почему бы не приукрасить рассказ о чудесах, используя технические возможности того времени?
На это глава ешивы ответил, как и подобает великому талмудисту. В книге Бемидбар (5:12) описывается заповедь о женщине «сота». Это замужняя женщина, которую муж не без повода приревновал к другому мужчине, и предупредил её, чтобы она не уединялась с ним. Но женщина не послушала мужа и уединение произошло. Не будим углубляться в подробности этой заповеди, а перейдём сразу к моменту, который нас интересует. После случившегося, муж этой женщины должен принести в храм хлебное приношение, как сказано (5:15):
«То пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет в жертву за нее десятую часть эйфы ячменной муки, (но) не возливает на нее елея и не кладет на нее лывоны, так как это дар ревности, дар памяти, напоминающий о вине. И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд…»
Раши в пояснении к этому отрывку Торы приводит слова наших мудрецов из трактата Сота (15:1): приношение должно быть из обычной муки, в отличие от остальных хлебных приношений, для которых требовалась мука мельчайшего помола. Также она должна быть из ячменя, а не из пшеницы, так как эта женщина уподобилась животному, которое не контролирует свои инстинкты. Поэтому и её приношение - из ячменя, пищи скота. В это приношение не добавлялось масло, делающее обычное хлебное приношение богаче, потому что масло зовётся светом, а она делала всё в темноте. В это приношение не добавлялось благовоние называемое «левона», потому что писание называет этим именем наших праматерей, а эта женщина не пошла их праведными путями. Жена должна испить особую жидкость, которую приготовил для неё коэн, и пьёт она её именно из глиняного сосуда: она поила своего любовника из дорогих бокалов, а сейчас её удел пить из самой никчёмной посуды. Такая вот «романтическая» история.

Говорит рав Блох: наверняка эти действия направлены на саму женщину, или на людей, которые стали поневоле очевидцами происшедшего, чтобы породить в них отвращение к этому поступку и отдалить их от подобного. Но тут-то и возникает вопрос: каким образом эти мелкие подробности смогут повлиять на людей? Кто вообще обратит внимание на отличие хлебного приношения, и кому вообще может прийти в голову причина, из-за которой в подношении отсутствует благовоние? Неужели все сразу поймут: ну, конечно, ведь именем этого благовония назывались наши праматери, а этой что до них? Если уж Тора хотела пробудить людей, на первый взгляд, правильней было заповедовать более яркие и конкретные действия, которые однозначно намекали бы на все эти обстоятельства.

Однако, говорит рав Блох, в этом месте Тора учит нас важному правилу: чем больше определенные аспекты влияют на внешние чувства человека, тем меньше есть шанс, что они повлияют на его духовный мир, и помогут ему приобрести новый духовный уровень. След, который должен остаться в душе человека, затеряется в пучине внешних чувств, так и не дойдя до нужного адресата. Поэтому нам заповедано вспоминать о египетских чудесах именно при помощи мацы, марора, и четырёх бокалов вина, из года в год совершая те же самые действия, которые не особо пробуждают мир наших чувств. Потому что только таким образом мы можем пробудить нашу душу устремиться к Творцу.
Конечно, не нам судить о словах этого великого мудреца Торы, но есть в них некая крайность. Если следовать этому мнению, тогда не стоит печатать красивые картинки в детских изданиях «Агады». Однако одно очевидно: нужно семь раз подумать прежде, чем привносить в мир нашего ребёнка армаду визуального мозгового мусора, и приучать его тем самым жить только лишь внешними ощущениями.