И вот произошло чудо: масло кувшинчика горело восемь дней. Ровно столько, сколько понадобилось для получения нового чистого масла. Праздник выражается молитвой нашей благодарности Творцу, и также галель — восхваление Творцу.
Это краткое описание причины праздника, которое приведено в трактате Шаббат (21:1), и как её прокомментировал Раши. Из вышеприведённого следует, что причина праздника - это чудо пришедшее со свечами миноры. Один из наших великих учителей рав Иосеф Каро затруднился в понимании слов мудрецов. Почему постановили праздник восемь дней? Ведь если в кувшинчике уже было масло для горения одного дня, значит чудо было не восемь, а семь.
На этот вопрос были даны разные ответы: каждый день сгорало по чуть-чуть масла, так, что чудо было каждый день, или же каждый день наливали из кувшинчика, и в нем каждый раз оставалось масло на следующий день, и т д
Рамбам в законах о хануке пишет, что Хашмоноим победили Греков двадцать пятого кислева. Если так, то минору они зажгли только лишь на завтра. Поэтому, совсем не понятно, почему праздник, который постановили мудрецы в память о чуде, которое произошло со свечами (как на первый взгляд мы учим из трактата шабат приведённого выше ), мы начинаем праздновать двадцать пятого кислева, а не двадцать шестого, с момента когда и начало происходить чудо.
Маараль в своём комментарии к трактату Шаббат говорит, что не совсем понятно объяснение мудрецов. О том, что причина праздника - это чудо произошедшее со свечами, а выражается этот праздник специальной молитвой благодарности Творцу. Ведь в этой молитве совсем нет упоминания о чуде со свечами. Хоть там и упомянуто зажигание свечей, но о том, что произошло чудо - ни слова. В связи с этим, заключает Маараль, что на самом деле, причина установления праздника - это чудесное освобождение от греков. Но так как оно происходило путём войны, ни смотря на то, что силы были не равны, и евреи всё равно одержали победу - всё ещё не было явным чудом для народа. Поэтому и произошло очевидное чудо со свечами, цель которого была показать, что победа в войне - тоже была чудом. На основе слов Маараля можно также ответить на вопросы, которые мы написали выше. В действительности, чудо было только семь дней, и действительно нужно было начинать зажигание с вечера двадцать шестого, а не с двадцать пятого. Но мудрецы постановили первый день праздника не из-за чуда с маслом, а из-за чуда победы над греками.