р. леви ицхак канторович
РОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ



Интересный аспект, на который стоит обратить внимание: рождение народа Израиля в Египте. Гнусность деяний египтян приравнивается к деяниям содомитов: и те, и другие своими поступками были противны небесам.


Мудрецы в Мидраше (Ялкут Шимони 42:12) пишут, что место, на котором расположен Египет, Тора называет «наготой земли». И именно в таком месте рождается народ священников?! Постараемся разобраться.

Всевышний обещает Аврааму, что тот унаследуют землю ханаанскую, как сказано (Берешит 15:7): «И сказал ему: Я, Господь, Который вывел тебя из Ур-Касдима, чтобы дать тебе землю эту в наследие». Услышав это, Авраам спрашивает у Творца (15:8): «И он сказал: Господи Боже! как я смогу понять, что буду наследовать ее?» В ответ на это Творец отвечает (15:9-10): «И Он сказал ему: возьми Мне трех телок, и трех коз, и трех баранов, и горлицу, и молодого голубя. И он взял Ему всех их и рассек их пополам, и положил часть каждого против другой; а птиц не рассек». Затем Всевышний оповещает Авраама о будущем изгнание (15:13): «И сказал Он Аврааму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет».

На первый взгляд, абсолютно не понятна реакция Авраама на обещание Всевышнего, что Он даст ему в наследие землю ханаанскую «Как я смогу понять, что буду наследовать ее?»; если Сам Всевышний обещает сделать что-либо для человека, совершенно неуместно просить у Него гарантий! Ведь ничто не может помешать Творцу исполнить Своё обещание. Более того, несколько раньше Тора сама констатирует (15:6): «И уверовал в Господа, и Он вменил ему это в праведность»; это значит, что Авраам полностью доверял Творцу. Раши поясняет, что Авраам спросил, какая именно заслуга позволит его потомкам унаследовать землю. На это Творец ответил ему, что в заслугу жертвоприношений. Краткий комментарий Раши также требует пояснения, к тому же, не совсем ясна связь принесения жертвоприношений с последующем известием об изгнании.

Поясним, основываясь на комментарий р. Шимшона Рэфаэля Гирша. Авраама волновала судьба его потомков, что будет, если со временем они отойдут от служения Б-гу, забудут Его. Не случится ли с ними то же, что случилось с другими народами, которые со временем потеряли возможность быть причастными к Торе и, тем самым, называться «Израиль». В ответ Всевышний заключает с ним союз, который называется «союз между рассечёнными частями». Для этого Аврааму было наказано взять трёх телиц, трёх баранов, трёх коз и двух птиц.
Для того чтобы человек мог комфортно существовать, ему необходимы четыре качества: трудолюбие, самолюбие, инициатива и настойчивость, надежда.
Все эти качества отражены в тех животных, которых рассёк Авраам:

Телица - это мощное животное выражающие трудолюбие; коза, она принимает власть хозяина, но смело противостоит чужакам, она выражает противостояние, настойчивость.

Баран - это вожак в стаде, он выражает самолюбие и инициативу.

Авраам расчленил трех телиц, трех коз, и трех баранов. Это говорит о том, что на протяжении трёх поколений рабства у народа искоренялись необходимые человеку качества, как сказано (15:16): «Четвертое же поколение возвратится сюда», для того чтобы на свет появился совсем новый человек. Из человеческого у них осталось только одно качество: на это намекают птицы, которые остались целыми. Голубь - это беззащитное существо, которое спасает только лишь одно - стремительно взмыть в небо. Это указывает на надежду, которая осталась у народа и позволила им молниеносно воспарить и подняться над пропастью, в которой они пребывали.