Рав Шимон Скаржинский
С чего начать соблюдение заповедей?
Дорогие друзья!
Мы предлагаем вам сделать первые шаги в соблюдении заповедей Торы.
Каждый из нас, прошедших подобный путь, помнит ни с чем не сравнимый душевный подъем тех дней, ощущение обновления и гордость собой. А еще на этом этапе человек может свернуть горы! А еще на этом этапе следует проявлять осторожность и осмотрительность: не следует переоценивать свои силы. И не следует одним махом полностью менять жизнь своих близких. Серьезные перемены требуют серьезного подхода.

Для начала мы… Для начала мы обратились за советом к раввину. И для этого сначала подумали сами, своей головой: что, по нашему личному опыту и на наш личный взгляд, самое "такое" в соблюдении? Главное и глубокое! Чтобы его ухватить, а потом к нему добавлять.

Конечно, Шаббат. Когда лично я вспоминаю первые месяцы и годы моей тшувы, самое сильное воспоминание – вплоть до запахов – это Шаббат. Я помню, что моя семья решила начать с этого, и это было очень удачное начало.
Итак, мы пришли к раввину, изложили дело. Рав сказал: кашрут. И я знаю, почему. И расскажу – но все по порядку. Итак, рав сказал: кашрут. Я говорю: понял, а Шаббат? Рав сказал: а не тяжело для новичка, столько законов?! Я говорю, мы предложим самый-самый базис, а там посмотрим. Рав одобрил!

Итак, кашрут и Шаббат.

В Израиле кашрут – это посильно! Это вам не российская глубинка 1993 года… это я о своем. В Израиле усилия требуются, чтобы найти некашерное, а не наоборот. Однако надо знать законы Алахи. Изложим базовые положения.

Пища животного происхождения.

Кашерными – на практике – будут у нас говядина, баранина и козлятина (кто ее ест вообще?). И молоко этих видов животных. И продукты из него. О мясе я сказал "будут" – потому что надо кашерно зашхитовать и "обескровить". Это за нас делают на предприятиях – если там есть надзор. Молочные продукты тоже требуют надзора во избежание всяких проколов.
Куры, утки и гуси. На тех же условиях, что и вышеупомянутое мясо. Яйца этих птиц – только чтобы внутри яйца не было крови. Ну так такое яйцо вряд ли станут есть… Но надо обращать внимание.
Итак, мы пришли к раввину, изложили дело. Рав сказал: кашрут. И я знаю, почему. И расскажу – но все по порядку. Итак, рав сказал: кашрут. Я говорю: понял, а Шаббат? Рав сказал: а не тяжело для новичка, столько законов?! Я говорю, мы предложим самый-самый базис, а там посмотрим. Рав одобрил!

Итак, кашрут и Шаббат.

В Израиле кашрут – это посильно! Это вам не российская глубинка 1993 года… это я о своем. В Израиле усилия требуются, чтобы найти некашерное, а не наоборот. Однако надо знать законы Алахи. Изложим базовые положения.

Пища животного происхождения.

Кашерными – на практике – будут у нас говядина, баранина и козлятина (кто ее ест вообще?). И молоко этих видов животных. И продукты из него. О мясе я сказал "будут" – потому что надо кашерно зашхитовать и "обескровить". Это за нас делают на предприятиях – если там есть надзор. Молочные продукты тоже требуют надзора во избежание всяких проколов.
Охота в Израиле запрещена, поэтому об оленях и куропатках промолчим.

Рыба – вот где разнообразие! Стандартные лосось, мушт и прочие окуни, скумбрия, бакала, дэнис, бури, карп и многие другие – только в путь. Осетр, стерлядь, угорь, сом, белуга, акула, скат, минога – нет. Они "не носят" чешуи, мы такое есть не будем. Всякие "морепродукты" с ногами или щупальцами – туда же. Трепанги и омары – не на нашем столе.

Так что с рыбой чуть сложнее в плане зоологии. Зато проще на кухне. Она "парве" – ни мясо, ни молоко. А вот мясо и молоко мешать в кучу нельзя, и готовить вперемешку нельзя, и после мяса надо подождать, прежде чем есть молочное (даже шоколад). А мясное после молочного есть можно, только между ними что-нибудь нейтральное сжевать или выпить, чтобы во рту не было "залежей" молочного.
Вот и все в нашем беглом осмотре фауны.
Растительная пища намного проще – с технической точки зрения. Ни тебе шхиты, ни запретных комбинаций. Но и там есть законы – ого! Шестая часть Торы посвящена законам, связанным с Землей Израиля и ее плодами.

На практике: нужно покупать фрукты и овощи в местах, где есть надзор и уже произвели все необходимые процедуры.

С тем, что выросло вне Израиля, еще проще: там ничего не надо отделять (что? Как-нибудь потом объясню). Сухофрукты у нас, как правило, импортные, "антоновка" (ах!) – тоже.

А вы слышали этот скандал с малиной? Нет? Если да – не обращайте вниманья, маэстро.

Да! Ого! Семь дней в году (а не восемь, как вне Израиля) – Песах. И он не за горами. Отказ от квасного (хлеба, мучного, макарон и пива) – это не семечки. Но это дико важно! Это наша свобода от египетского рабства, это становление нашего народа. А маца – это вещь! Это, граждане, такая штука, что все булочки "отдыхают".

И на данном этапе закруглимся. Очень нехилый задел, по сути, выполнение перечисленных правил превращает Ваш стол в кашерный. Ура!

Кстати, а почему рав сказал в первую очередь именно это? И почему иудаизм так много уделяет внимания тому, что я ем?

На эту тему многие люди, которые гораздо достойнее меня, высказали свое мнение, гораздо более компетентное, чем мое. Вот "мои пять копеек": Тора хочет сделать нас возвышеннее и знает, что это начинается с телесного. И на "платформе" телесного, материального как раз и проявляется то самое "духовное". А пища, знаете ли, играет здесь центральную роль. "Как говорил товарищ Мечников, еда – самое интимное общение человека с окружающей средой. А уж он-то соображал…"

Теперь Шаббат.
Строгая штука – этот Шаббат. Между прочим, четвертое из 10 Речений. Так что, когда люди распинаются о "десяти заповедях", следовало бы попросить процитировать. Попробуйте – будете удивлены.
"Помни день субботний, чтобы освящать его" – так начинается это речение (в переводах). В книге Шмот (вторая из пяти). А в книге Дварим, последней в Пятикнижии, Моше повторяет многое из того, что изложено в первых четырех. И Десять Речений тоже повторяет, но там фигурирует "Соблюдай день субботний, чтобы освящать его".

Что такое? А потому, что на горе Синай Творец сказал оба слова разом – такое невозможно ни произнести, ни услышать в обиходной жизни.

Значит, Субботу надо и помнить, и соблюдать.
Помнить? Память тренировать? Узелки вязать? "Напоминалки" ставить?
Кидуш делать, вот что! В пятницу вечером, за красивым праздничным столом, когда свечи горят (а свечи зажигают до захода солнца! – но об этом скоро поговорим). Берем стакан кашерного вина (ах ты! забыл: виноградное вино берем только с кашрутом. Пиво, водка – они что, они сгодятся и так, – только не в Песах).

Так вот, берем стакан вина или виноградного сока и делаем Кидуш. По Сидуру – это такой сборник молитв. Или читаем Кидуш из небольшой книжечки субботних песен. И пьем! Дело нехитрое – но очень особенное. На словах не объяснишь. И еще халы нужны, или другой хлеб. Два целых хлеба повкуснее. Два – потому что в пустыне мы ели ман, и на Шаббат получали двойную порцию.

Утром в субботу – опять Кидуш, чуть другой, но суть та же. И трапеза в возвышенной, спокойной и праздничной атмосфере.


На исходе субботы, когда стемнеет (см. время по календарю) – Авдала. Опять вино, плюс благовония, плюс особая свечка (вообще это не свеча, а факел). И после этого можно возвращаться к будничным занятиям.

Потому что Шаббат – не будни. Потому что его возвышенная и праздничная атмосфера несовместима с будничными "работами". И Тора обязывает нас соблюдать Шаббат – охранять его и себя от будничной рутины.

Законы Шаббата широки и глубоки. Если не знать их совсем – Шаббата не получится. Давайте возьмем для начала вещи, наиболее принципиальные для того, чтобы почувствовать Шаббат в доме. Начнем за несколько минут до захода солнца в пятницу.

Электричество и огонь: в Торе прямым текстом написано "Не зажигайте огня в субботний день" (а еврейский день – он от заката до следующего заката, для полноты – до выхода звезд). Никакого огня в нашем доме и никаких манипуляций с электричеством! Свет зажигают заранее, пусть горит весь Шаббат. Экономия? На 15-ваттовых лампочках? Я вас умоляю. То же самое – тем более – отопительные приборы. И "плата" – такая штука для подогревания пищи.

Подогревание – потому что варить-печь-жарить нельзя, все готовим заранее. К приему важных гостей готовятся заранее. А Шаббат – важный гость, вернее, гостья, причем ее приход был объявлен "несколько заблаговременно" – при сотворении мира. Что, собственно, и празднуем: посмотрите в текст Кидуша.

Не пишите.

Не пользуйтесь транспортом. Гуляйте пешком – позвольте себе это.

И не обсуждайте будничные вопросы. Потому что за всеми этими занятиями Шаббат просто уйдет сквозь пальцы.

И – ура! – в Шаббат не стирают. Хоть один день без стирки, какой подарок! Спасибо Тебе, Творец, за Шаббат!

Рав Шимон Скаржинский