на основе урока р. звулуна шварцмана
СДЕЛАЕМ И УСЛЫШИМ


Сказано в книге Шмот (24:7) «И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что говорил Господь, сделаем и выслушаем». «Сделаем и выслушаем»: эту знаменательную фразу народ Израиля произнёс, стоя возле Синайской горы, в ожидании дарования Торы.
Не раз в Талмуде мудрецы обсуждали эти «крылатые» слова, произнесённые народом Израиля.

Всем известен мидраш, как перед дарованием Торы на Синайской горе, Всевышний предлагал её другим народам. Однако, в отличие от народа Израиля, они не проявили такого рвения и, прежде всего, поинтересовались, что же всё-таки написано в Торе. И, как только они слышали что-либо сложное для их восприятия - сразу же отказывались. Однако народ Израиля не задавал вопросов, и провозгласил: прежде всего, будем исполнять, а потом - будь что будет.

На первый взгляд, подход «сначала делать, а потом вдумываться» не свойственнен нашему миру. Как учат нас мудрецы, мы живём в мире, где добро и зло перемешаны. Поэтому, даже если человеку предстоит выполнить заповедь, нужно быть внимательным, чтобы по ходу дела чего-либо не испортить. Другое дело, мир, в котором находятся ангелы. Там всё по-другому: чётко и ясно. Как сказано в псалмах царя Давида (103:20):

«Благословите Господа, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его!»
В трактате Шабат (88:1) мудрецы подчеркнули: написано прежде всего «исполняющие слово Его», а уже затем «повинующиеся». Таков ангел, вся его суть - это исполнение воли Творца. Нет у него практически никаких собственнических устремлений, кроме как желания реализовать волю Всевышнего. В отличие от человека, которому свойственно во всём разбираться. Который не может что-либо делать, не убедив, прежде всего, себя, что действие действительно необходимо.

И всё же, народ Израиля произнёс эту фразу: «сделаем и выслушаем», а это значит, что в этот момент народ Израиля вознёсся над этим миром. В этот момент они находились в реальности, где всё чётко и ясно, где не может быть неоднозначности и сомнений. Что помогло им подняться на этот уровень? Конечно же, сорок девять дней, предшествовавших дарованию Торы. И как сказано в мидраше Танхума (Шмот 20): «Тора дана только тем, кто питался маном». Но это уже совсем другая тема.

Интересно, что же произошло в момент дарования Торы? Говорят мудрецы в трактате Шабат (88:2): «С каждым речением, выходящим из уст Всевышнего, отлетала душа евреев». Интересное дело: готовились, готовились к принятию Торы, а тут, на тебе, «тотальное уничтожение» народа Израиля. Но это ещё не всё. В продолжении Талмуд спрашивает:


«Если после первого речения, они лишились души, то как же они услышали второе?» И отвечает Талмуд: «Всевышний оросил их росой, которую в будущем Он использует при оживлении мёртвых».
Много непонятного здесь: и в самом вопросе, и в ответе мудрецов. Но обратим внимание хотя бы на одну деталь: при чём тут какая-то роса из будущего? Ведь всё происходит по воле Всевышнего. Если надо оживить, можно просто это захотеть, и все подскочат «как миленькие»?

Написано в книге Зоар (161:1), что когда Всевышний создавал мир, Он «Смотрел в Тору, и творил мир». Многое скрыто в этих словах. Мир, который раскрывается перед нами, мир растений и животных, гор и равнин, морей и рек, мир природных закономерностей - во всём этом раскрывается Тора. Однако всё это скрыто от нас завесой материального мира, и, в первую очередь, материальностью нашего тела. Единственное, что находится абсолютно вне материи, - это Тора. С одной стороны, она корень всего, а с другой сторон -, полный антипод того, что раскрывается перед нашими глазами.

У человека есть граница возможностям постижения духовного.
Много непонятного здесь: и в самом вопросе, и в ответе мудрецов. Но обратим внимание хотя бы на одну деталь: при чём тут какая-то роса из будущего? Ведь всё происходит по воле Всевышнего. Если надо оживить, можно просто это захотеть, и все подскочат «как миленькие»?

Написано в книге Зоар (161:1), что когда Всевышний создавал мир, Он «Смотрел в Тору, и творил мир». Многое скрыто в этих словах. Мир, который раскрывается перед нами, мир растений и животных, гор и равнин, морей и рек, мир природных закономерностей - во всём этом раскрывается Тора. Однако всё это скрыто от нас завесой материального мира, и, в первую очередь, материальностью нашего тела. Единственное, что находится абсолютно вне материи, - это Тора. С одной стороны, она корень всего, а с другой стороны - полный антипод того, что раскрывается перед нашими глазами.

Есть открытия, которые невозможно постичь, и остаться живым. Это произошло с народом Израиля, когда прозвучали слова Б-га. Несмотря на все приготовления к этому дню, они были не в состоянии преодолеть эту грань постижения божественного. Однако, этот день должен был наступить. Должен был наступить день, когда в этом мире появится тот, кто сможет постичь божественное; в мир должна была прийти Тора. И чтобы постижению божественного не было границы, Всевышний даровал народу Израиля частичку из будущего. То, что мудрецы в трактате Шабат назвали «росой воскрешения». Оживление народа в момент дарования Торы не было чем-то временным, «трюком», понадобившимся при случае. Это частичка грядущего мира, в котором нет противоречия между духовным и материальным; ведь тогда люди будут постигать величие Творца, находясь в теле. Но «роса воскрешения» - это не подарок, а достигнутый народом, в течение сорока девяти дней после выхода из Египта, уровень. Только находясь на этом уровне, возможно сказать: «все, что говорил Господь, сделаем и выслушаем»!