Р. ЛЕВИ ИЦХАК КАНТОРОВИЧ
ТОЧКА СБЛИЖЕНИЯ




В комментарии к книге «Нефеш а-Хаим» рав Элияу Вайнтроб, благословенна память праведника, обращает внимание на интересный момент: в книге рав Хаим из Воложина пишет, что грех разрушает практически всё духовное строение человека (нефеш и руах), однако божественная душа (нешама) - всегда остаётся невредима, она только лишь отдаляется от человека.


Получается, что процесс возврата человека на пути Всевышнего является великим чудом.

Как, например, клетка растения, животного, и даже человека (его ДНК), содержит в себе всю информацию о её носителе. Имея её, мы можем много узнать о нём, а растение или животное - даже можем попробовать восстановить. В наше время уже известны опыты в этой области. Однако, потеряв и эту клетку, мы полностью теряем её носителя.

Так же и в том, что касается человека, нарушившего волю Творца; духовный план человека полностью разрушен, его божественная душа от него отдалилась, что может возродить человека заново? Ведь сказали наши мудрецы в трактате Брахот (5:2): «Пленник не может освободить сам себя» (конечно он может сбежать с места заключения, но официальное постановления о его свободе должно исходить из другого источника).

На этот вопрос отвечает р. Хаим из Воложина так: действительно, духовное строение человека практически разрушается, но место, в котором «соприкасается» духовное строение человека с его божественной душой - всегда остаётся невредимым, так же, как и невредима сама божественная душа. И вот эта точка соприкосновения является неким «подобием» ДНК, с которой заново восстанавливается человек.

Продолжает рав Элияhу Вайнтроб: нечто подобное происходило и с народом Израиля после совершения греха Золотого тельца. К моменту получения Торы на горе Синай, еврейский народ находился практически на самом высоком уровне духовности, которого может только достичь человек; на уровне первого человека перед грехом! Как сказано (Теhилим 82:6): «Сказал я: ангелы вы и сыновья Всевышнего все вы». Они были людьми, но на уровне - не меньшем, чем ангел. А вот после греха о них сказано (Тилим 82:7): «Однако, как человек, умрете и, как любой сановник, упадете». Колоссальное падение: от уровня ангела до уровня человека! «Как человек», не «Израиль», а просто человек. В тот момент, Моше, спустившись с горы, первым делом уничтожил тельца. Затем, упрекнул Аарона, и потом воскликнул (Шмот 32:26): «Кто за Господа, – ко мне!» Но только лишь левиты откликнулись на этот зов: «И собрались к нему все сыны Леви». Поясняет р. Вайнтроб, что зов Моше не означал просто поиск соратников.
Моше проверял, деградировал ли народ полностью, или в нём осталась частичка, которая не повреждена грехом, и за счёт которой народ снова сможет подняться на уровень Израиль.
И такая частичка нашлась в лице потомков Леви, в их заслугу весь народ вновь смог приблизиться ко Всевышнему. Поэтому, именно им было даровано право служения в Храме. На святом языке «жертва» - это «корбан», однокоренное со словом «каров», что означает «родственник», т.е. близкий. Процесс приношения жертвы сближает человека с Б-гом, и неспроста этим руководят именно коэны, потомки Леви, так как именно они являются точкой сближения народа с Б-гом.
Из слов рава Элияhу Вайнтроба можно выучить ещё одну интересную деталь. Известно что коэны, служители Храма, выделены из всего народа. С одной стороны, подарками, которыми их одарил Всевышний: каждый еврей обязан отдавать коэну какую-то часть своего урожая или какие-то части зарезанного животного, или часть замешанного теста. А, с другой стороны, их выделенность выражается в наличии ограничений Торы, которые относятся именно к ним. Как, например, запрет принятия ритуальной нечистоты от мёртвого, и запрет жениться на некоторых женщинах, на которых разрешено жениться другим евреям.

Также от народа Израиля Всевышний требует поведения, которое бы выделяло их из других народов. И в действительности, о народе Израиля сказано (Шмот 19:6): «А вы будете у Меня царством священников и народом святым». Так же, как коэны являются точкой сближения народа Израиля с Б-гом, так и народ Израиля является точкой сближения Б-га с другими народами.