Получается, что процесс возврата человека на пути Всевышнего является великим чудом.
Как, например, клетка растения, животного, и даже человека (его ДНК), содержит в себе всю информацию о её носителе. Имея её, мы можем много узнать о нём, а растение или животное - даже можем попробовать восстановить. В наше время уже известны опыты в этой области. Однако, потеряв и эту клетку, мы полностью теряем её носителя.
Так же и в том, что касается человека, нарушившего волю Творца; духовный план человека полностью разрушен, его божественная душа от него отдалилась, что может возродить человека заново? Ведь сказали наши мудрецы в трактате Брахот (5:2): «Пленник не может освободить сам себя» (конечно он может сбежать с места заключения, но официальное постановления о его свободе должно исходить из другого источника).
На этот вопрос отвечает р. Хаим из Воложина так: действительно, духовное строение человека практически разрушается, но место, в котором «соприкасается» духовное строение человека с его божественной душой - всегда остаётся невредимым, так же, как и невредима сама божественная душа. И вот эта точка соприкосновения является неким «подобием» ДНК, с которой заново восстанавливается человек.
Продолжает рав Элияhу Вайнтроб: нечто подобное происходило и с народом Израиля после совершения греха Золотого тельца. К моменту получения Торы на горе Синай, еврейский народ находился практически на самом высоком уровне духовности, которого может только достичь человек; на уровне первого человека перед грехом! Как сказано (Теhилим 82:6): «Сказал я: ангелы вы и сыновья Всевышнего все вы». Они были людьми, но на уровне - не меньшем, чем ангел. А вот после греха о них сказано (Тилим 82:7): «Однако, как человек, умрете и, как любой сановник, упадете». Колоссальное падение: от уровня ангела до уровня человека! «Как человек», не «Израиль», а просто человек. В тот момент, Моше, спустившись с горы, первым делом уничтожил тельца. Затем, упрекнул Аарона, и потом воскликнул (Шмот 32:26): «Кто за Господа, – ко мне!» Но только лишь левиты откликнулись на этот зов: «И собрались к нему все сыны Леви». Поясняет р. Вайнтроб, что зов Моше не означал просто поиск соратников.