На первый взгляд, непонятно: если ангел не исполняет двух поручений, тогда почему не был послан ангел для спасения Лота? В некоторых Хумашах в тексте Раши добавлено, что суть исцеления и спасения одинакова, поэтому это не считается двумя разными заданиями для ангела. Однако в наших хумашах этого добавления нет.
Один из предводителей гурского хасидута «Хидушей Арим» ответил на этот вопрос следующим образом. Известно, что Лот был спасён из Сдома в заслугу царя Давида, который был потомком Лота. И хотя моавитяне, потомком которых был Давид, не могут полностью присоединиться к народу Израиля, как сказано (Дварим 23:4): «Не войдет амони и моави в общество Господне… за то, что не встретили вас хлебом и водой на пути при вашем исходе из Египта», это касается лишь мужчин из Моава, но не женщин. Как пояснили мудрецы Йебамот , обычай женщины – находиться в доме, а не выходить, чтобы встречать кого-либо хлебом и водой. Как сказано (Псалмы 45:14): «Вся слава дочери царской – внутри».
Когда ангелы пришли к Аврааму, они спросили (Берешит 18:9): «Где Сара, жена твоя», и он ответил: «вот, в шатре». Раши пояснил, что ангелы спросили Авраама о его жене, чтобы подчеркнуть её скромность. Она не вышла вместе с Авраамом встречать их, а осталась в шатре. Говорит «Хидушей Арим», что именно в этот момент была определена судьба Лота. Потому что именно в этот момент стало ясно, что не свойственно женщине выходить навстречу гостям. Получается, что нет вины моавитянок в том, что они не вышли навстречу евреям и не встретили их хлебом и водой. Поэтому Рут смогла стать полноценной еврейкой и поэтому появился в мире царь Давид. Получается, что изначально не был послан другой ангел, чтобы спасти Лота, потому что ещё не было причины для его спасения. Причина спасти его появилась только в момент, когда Сара не вышла навстречу гостям. А так как Сара была на тот момент самая праведная женщина, согласно её поведению и был установлен критерий для всех остальных женщин. И так как спасение и исцеление по сути одно и то же, было решено, что Рафаэль, пришедший исцелить Авраама, пойдёт спасать Лота.
Когда р. Шломо Клюгер был выбран главным раввином общины города Бровде, то уже в первый день после принятия им полномочий его пригласили быть «сандаком» на обрезании. Но это радостное событие было омрачено тем, что отец ребёнка в этот момент находился при смерти. До сих пор в городе Бровде в таком случае ждали, пока отец умрёт, чтобы ребёнку при обрезании дать имя отца. Однако, узнав о таком положении вещей, рав Клюгер повелел срочно позвать «моэля» и как можно быстрее сделать обрезание. И что интересно, сразу после обрезания сообщили, что отец ребёнка почувствовал себя гораздо лучше и его жизнь не находится в опасности. Вся община была поражена этим чудом и попросила объяснения у рава Клюгера. Он пояснил, что рассуждал просто. Если отец ребёнка приблизился к смерти, – это значит, что у него нет достаточно заслуг для спасения. Так же, как и у Лота не было достаточно заслуг, чтобы послали специального ангела для его спасения. Но после того как было решено послать ангела для исцеления Авраама, заодно спасли так же и Лота. Поэтому и рав Клюгер посоветовал поспешить с обрезанием, чтобы ангел, который будет обязательно послан для исцеления ребёнка, помог заодно и спасению его отца.