р. Леви-Ицхак Канторович
ВЕЛИКИЙ ШОФАР
Есть заповедь несколько раз трубить в шофар во время молитвы:

- Первый раз перед молитвой мусаф, когда можно сидеть
- Второй раз, когда кантор повторяет молитву мусаф, и тогда принято стоять

Поэтому мудрецы задались вопросом: почему нужно трубить два раза?

Получается, что на самом деле, чтобы выполнить заповедь трубления в шофар в этот день - достаточно было протрубить только один раз, но добавили еще одно трубление, только чтобы запутать Сатана. Почему вдруг Сатан начинает путаться, когда трубят несколько раз? Поясняет Раши: известно, что в этот день решается судьба каждого еврея, поэтому именно в этот день Сатан пытается оговорить нас перед Всевышним. Но когда евреи проявляют любовь к заповедям (ведь достаточно протрубить только один раз, а они трубят несколько), то, видя это, Сатан не находит претензий к евреям.

Однако другие комментаторы раскрывают нам более глубокий смысл второго трубления. Написано в Тосафот от имени книги Арух:


«Наступит время, когда смерть исчезнет навеки, про это время сказано: «И будет в тот день, вострубят в великий шофар». Поэтому сказано в Талмуде Иерушалми: когда Сатан слышит первое трубление, он настораживается, а когда слышит второе, то думает, что точно пришло время великого шофара и сейчас он исчезнет из этого мира. Поэтому он путается и не может предъявлять претензий».
О времени прихода Машиаха сказано:
«И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Г-споду на горе святой в Йерушалаиме».
Повествует нам этот стих, что будет день, когда закончится изгнание народа Израиля и все вернутся на Святую землю. И оповестит о начале возврата звук великого шофара. Однако из слов Талмуда Иерушалми следует, что пророк говорит также о времени, когда исчезнет смерть. То есть люди перестанут умирать и будут жить вечно. Такое же произошло во время дарования Торы, как сказали мудрецы в мидраше Танхума (Шмот 32:16), что в момент дарования Торы народ стал свободным от власти ангела смерти. О том времени сказано: «А весь народ видел громы и пламя, и звук шофара» (Шмот 20:15)

Поясним.

Мы привыкли к миру, который нас окружает, мы знаем, что к чему, как поддерживать свое здоровье, как устроиться на работу; другими словами, мы хорошо знакомы с условиями окружающего нас мира. Все ясно, что-то удается больше, что-то меньше, но жить можно. Такое положение вещей можно уподобить рассказу, частью которого мы являемся. Любой рассказ состоит из слов. Любое новое слово присоединяется к этому рассказу и становится частью его. Однако просто звук, не имеющей формы слова, не может быть частью рассказа, он врывается в него, предвещая нечто, к чему мы не привыкли.

Звук шофара во время дарования Торы позволил народу подняться над закономерностями материального мира, туда, где нет ничего, кроме полной власти Творца, на уровень четкого осознания, что нет никого, кроме Него. На этом уровне нет места для зла, нет места для «йецер ара», потому что если человеку очевидно, что все существует только по воле Творца, ничто не может соблазнить его нарушить Его волю. А если так, то нет места и для смерти.
Цель нашего служения в Рош аШана – осознать, что все существует по воле Творца.
Постараться в молитве подняться над рамками этого мира, чтобы в этот день нашим единственным желанием было раскрытие полной власти Всевышнего. Поэтому основная заповедь этого дня – трубление в шофар. Услышать звук, цель которого – ворваться в наш мир и помочь нам заглянуть за его материальные границы. Поэтому удивительную вещь раскрывают нам мудрецы в Талмуде Иерушалми. Звук шофара, который мы слышим в Рош аШана, может стать для каждого из нас звуком того великого шофара, который позволит нам, хотя бы на время, подняться на уровень осознания, что нет никого, кроме Него, туда, где у Сатана нет власти, и тем самым удостоиться жизни без невзгод..