При постановке требований нужно учесть, что придется следить за их выполнением. Причем нужно быть последовательными и не закрывать глаза на нарушения правил, если это строгие правила.
В целом строгих правил не должно быть много, чтобы, с одной стороны, не утяжелять детям жизнь, а, с другой стороны, избежать непоследовательности в отслеживании нарушений.
Могут быть правила средней строгости, которые иногда нарушаются. Например, в семье принято, что все дети ложатся спать к семи часам. Но случается, что всю семью пригласили на свадьбу, которая поздно заканчивается. Семья приехала домой гораздо позже семи, и понятно, что в этот день правило «ложиться до семи» было нарушено. Но в остальные дни оно не отменяется. Просто это правило с исключениями.
Другие правила, например, перебегать улицу за мячом, играть с электроприборами и т. д., так же как и (у подросших детей) некоторые заповеди, должны быть строгими правилами. Чрезвычайно важно, чтобы и родители были ясным и сильным примером строгого исполнения этих правил. Видя, что и родители придерживаются тех же правил, ребенку легче смириться с ними.
В Торе написано (Шмот 19:3): «И Моше взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г с горы, сказав: так скажи дому Яакова и возгласи сынам Исраэля».
К женщинам обращение более мягкое, как говорит Раши. И женщины воспитывают более мягкими путями, нежнее, приятнее. Наша задача – притянуть сердца детей к исполнению заповедей. Процитированный ранее отрывок из Мишлей «Наставляй юношу согласно пути его, даже когда состарится, не сойдет с него» можно объяснить так, что всю жизнь человек не сойдет с пути воспитания, то есть будет сам себя воспитывать, строить самого себя. В определенном возрасте ребенок уходит из родительского дома, и тогда он должен иметь путь, чтобы стать самому себе воспитателем.