О Якове сказано (Берешит 25:27): «Яков – человек кроткий, живущий в шатрах». Написано «живущий в шатрах» во множественном числе. Раши на этот стих пояснил, что имеется ввиду шатёр Шема и шатёр Эвера. В шатрах Шема и Эвера изучали Тору, но, по-видимому, была некая разница между ними, поэтому Тора указывает на каждый шатёр в отдельности.
В книге «Шаарей Ора» (врата 5) приведен дополнительный комментарий, почему написано в «шатрах» во множественном числе: «Яков объединял два шатра, шатёр Авраама, которым являлась добродетель, и шатёр Ицхака, которым была мера суда. …Поэтому Яков удостоился качества истина».
Постараемся пояснить.
У добродетели и у меры суда есть недостатки: добродетель обязывает давать во всей полноте, даже недостойному. С другой стороны, мера суда обязывает дать только достойному, а недостойного полностью лишает возможности существовать. Яков «объединил» эти два качества, но не просто объединил, а был третьим качеством, которое поместило мир между добродетелью и судом. Яков был качеством, которое называется милосердие.
Там, где суд требует не дать возможность существовать недостойному, милосердие продолжает к этому человеку благоволение Всевышнего, пока тот не удостоится. На первый взгляд, милосердие противоречит мере суда. Однако, это не так.
В комментарии на первый стих Торы Раши приводит слова мудрецов: «Вначале задумал сотворить мир мерой суда. Увидел, что нет существования миру, упредил мерой милосердия и соединил с мерой суда». Из этих слов мудрецов следует, что милосердие не отодвигает меру суда, а мера суда соглашается с мерой милосердия, как сказано: «и соединил с мерой суда». Постараемся пояснить этот аспект.
Всем известна история Якова с камнями; когда Яков решил заночевать по пути в Харан, он положил под голову камни, но когда он встал утром то под его головой был лишь один камень. Так сколько, в конце концов, Яков взял камней, несколько или один? Поясняет Раши (Берешит 28:11):