р. леви ицхак канторович
ЯАКОВ



Третий столп, упомянутый в мишне «Пиркей авот», - это Тора. Основой для раскрытия этого столпа в мире послужил наш праотец Яков. Написано у пророка Михи (7:20): «Явишь ты истину Якову, добродетель - Аврааму». Из слов пророка мы видим, что основное качество, которое раскрывал Яков в нашем мире, была истина. Почему именно Яков удостоился этого качества?


О Якове сказано (Берешит 25:27): «Яков – человек кроткий, живущий в шатрах». Написано «живущий в шатрах» во множественном числе. Раши на этот стих пояснил, что имеется ввиду шатёр Шема и шатёр Эвера. В шатрах Шема и Эвера изучали Тору, но, по-видимому, была некая разница между ними, поэтому Тора указывает на каждый шатёр в отдельности.

В книге «Шаарей Ора» (врата 5) приведен дополнительный комментарий, почему написано в «шатрах» во множественном числе: «Яков объединял два шатра, шатёр Авраама, которым являлась добродетель, и шатёр Ицхака, которым была мера суда. …Поэтому Яков удостоился качества истина».

Постараемся пояснить.

У добродетели и у меры суда есть недостатки: добродетель обязывает давать во всей полноте, даже недостойному. С другой стороны, мера суда обязывает дать только достойному, а недостойного полностью лишает возможности существовать. Яков «объединил» эти два качества, но не просто объединил, а был третьим качеством, которое поместило мир между добродетелью и судом. Яков был качеством, которое называется милосердие.

Там, где суд требует не дать возможность существовать недостойному, милосердие продолжает к этому человеку благоволение Всевышнего, пока тот не удостоится. На первый взгляд, милосердие противоречит мере суда. Однако, это не так.

В комментарии на первый стих Торы Раши приводит слова мудрецов: «Вначале задумал сотворить мир мерой суда. Увидел, что нет существования миру, упредил мерой милосердия и соединил с мерой суда». Из этих слов мудрецов следует, что милосердие не отодвигает меру суда, а мера суда соглашается с мерой милосердия, как сказано: «и соединил с мерой суда». Постараемся пояснить этот аспект.

Всем известна история Якова с камнями; когда Яков решил заночевать по пути в Харан, он положил под голову камни, но когда он встал утром то под его головой был лишь один камень. Так сколько, в конце концов, Яков взял камней, несколько или один? Поясняет Раши (Берешит 28:11):
«Камни стали спорить друг с другом. Один говорит: "На меня положит праведник свою голову". Другой говорит: "На меня положит". Тотчас Святой, благословен Он, сделал их одним камнем. И поэтому сказано: "И взял камень, который он положил себе изголовьем" (28:18)»
По простому, Всевышний объединил камни, потому что каждый из них хотел прислуживать праведнику. Однако Рамбан говорит интересную вещь: камни на которые Яков положил голову, были теми же камнями, из которых Авраам построил жертвенник для жертвоприношения Ицхака.

Опираясь на слова Рамбана, рав Деслер (том 2 стр. 213) задает интересный и неожиданный вопрос: Ицхак ведь тоже был праведным человеком, тогда почему же камни не спешили объединиться и под ним?

Отвечает рав Деслер: Ицхак, для того, чтобы пройти испытание собственного жертвоприношения, должен был задействовать свое основное качество – качество суда, которое не приемлет ни малейшего отклонения от воли Творца, то есть, полностью изжить в себе зло. Однако Яков удостоился качества, которое позволяет видеть зло, как ступень, на которой человек, хоть и задерживается, но именно она помогает ему подняться и приблизиться к Творцу ещё больше. Видеть освящение имени Б-га, которое заложено в преодолении зла. Поэтому, именно под Яковом камни объединились. Яков не отдалялся и не уничтожал зло, как Ицхак, а, преодолевая его, превращал зло в предмет служения Творцу, раскрывая тем самым полное единство Творца в мире!

Поэтому, говорят наши мудрецы, Яков учредил вечернюю молитву. Молитва, время которой наступает именно тогда, когда мир погружается во тьму; потому что именно Яков удостоился видеть свет даже в самой густой тьме.

Если в преодолении зла есть возможность для служения Творцу и для освящения Его имени, то с таким порядком вещей мера суда согласна.