Даже у камня есть своя жизненная сила, которая позволяет ему быть камнем и не рассыпаться на песчинки. Дерево относится к категории «растительного происхождения», у него также есть своя система жизнеобеспечения.
Рав Иосеф-Лейб Блох обращает внимание на интересный аспект: когда дерево засыхает, у людей принято называть его «мёртвым» деревом. По идее, тут логично задать вопрос: с какой стати это сухое дерево называется «мёртвым»? ведь в нём всё ещё теплится жизненная сила камня? Однако, потеряв жизненную силу, присущую своему виду, оно умерло.
На самом деле, это замечание актуально не только по отношению к миру природы: нечто подобное говорят наши мудрецы и о категории «Израиль». В трактате Брахот (18:2): Написано в книге Коэлет(9:5): «Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению». (Мудрецы обратили внимание на слова мертвые ничего не знают, ведь, если они мертвые, понятно, что ничего не знают! Значит, имеется ввиду, что) Злодеи еще при жизни называются мёртвыми».
Злодеи - это люди, которые нарушают волю Творца. И, не смотря на то, что внешне они выглядят, как обычные люди, царь Шломо называет их мёртвыми. Почему же? Потому, что так же, как и дерево, потеряв свойства, присущие своему виду, называется мёртвым, так и человек из народа Израиля, в котором не проявляются аспекты присущие его категории, называется мёртвым! Однако, если продолжить аналогию с сухим деревом, получится, что так же, как и в дереве, по крайней мере, какое то время после засыхания, остаётся жизненная сила предыдущей категории. Следовательно, человек из вида «Израиль», потеряв свойства своего вида, должен остаться в категории «человек». Так ли это?
Постараемся ответить на этот вопрос на основании сказанного нашими мудрецами в трактате Ктубот (66:2):