Р. ЛЕВИ ИЦХАК КАНТОРОВИЧ
ЖИЗНЕННАЯ СИЛА ИЗРАИЛЯ


В этой статье мы постараемся подробнее разобрать, кто такой «Израиль». Мы уже приводили в предыдущей статье, что все населяющие мир делятся на четыре категории. Рав Иосеф-Лейб Блох в книге «Шиурей даат» подмечает интересный момент: в каждой категории есть своя сила, позволяющая существовать этой категории.
Даже у камня есть своя жизненная сила, которая позволяет ему быть камнем и не рассыпаться на песчинки. Дерево относится к категории «растительного происхождения», у него также есть своя система жизнеобеспечения.

Рав Иосеф-Лейб Блох обращает внимание на интересный аспект: когда дерево засыхает, у людей принято называть его «мёртвым» деревом. По идее, тут логично задать вопрос: с какой стати это сухое дерево называется «мёртвым»? ведь в нём всё ещё теплится жизненная сила камня? Однако, потеряв жизненную силу, присущую своему виду, оно умерло.

На самом деле, это замечание актуально не только по отношению к миру природы: нечто подобное говорят наши мудрецы и о категории «Израиль». В трактате Брахот (18:2): Написано в книге Коэлет(9:5): «Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, так как и память о них предана забвению». (Мудрецы обратили внимание на слова мертвые ничего не знают, ведь, если они мертвые, понятно, что ничего не знают! Значит, имеется ввиду, что) Злодеи еще при жизни называются мёртвыми».

Злодеи - это люди, которые нарушают волю Творца. И, не смотря на то, что внешне они выглядят, как обычные люди, царь Шломо называет их мёртвыми. Почему же? Потому, что так же, как и дерево, потеряв свойства, присущие своему виду, называется мёртвым, так и человек из народа Израиля, в котором не проявляются аспекты присущие его категории, называется мёртвым! Однако, если продолжить аналогию с сухим деревом, получится, что так же, как и в дереве, по крайней мере, какое то время после засыхания, остаётся жизненная сила предыдущей категории. Следовательно, человек из вида «Израиль», потеряв свойства своего вида, должен остаться в категории «человек». Так ли это?

Постараемся ответить на этот вопрос на основании сказанного нашими мудрецами в трактате Ктубот (66:2):

«Однажды раби Йоханан бен Закай ехал верхом на осле, а его ученики шли за ним. Выезжая из Иерусалима, он увидел женщину, вылущивающую ячмень из навоза скота аравийцев. Когда женщина увидела раби Йоханана, она попросила подаяние. Спросил он её: чья ты дочь? Ответила: дочь Накдимона бен Гуриона я. (Накдимон бен Гурион до разрушения Храма был одним из самых богатых людей Иерусалима). Узнав её, раби Йоханан воскликнул: могучий Израиль! когда выполняете вы волю Творца, нет народа, который смог бы властвовать над вами! Но когда вы оставляете волю Творца, Он отдаёт вас во власть самому низменному народу, и не только во власть народа, а во власть его скота».
Понятно, что раби Йоханана бен Закая поразило падение одной из самых богатых семей Иерусалима, но как понять его реакцию? Как он увидел могущество и величие Израиля из того, что он предан во власть самого низменного из народов?

Материальный мир - это мир закономерностей, мир причин и следствий. Так же, как в мире природы есть свои устои и закономерности, такие же устои существуют и в повседневной жизни людей. Хочешь материального благополучия, - зарабатывай деньги. Хочешь быть физически сильным, - веди здоровый образ жизни, качай мышцы. Однако об Израиле сказано в книге Дварим (11:13):
«И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне… и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею. То дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний; и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть и насыщаться».
В этом отрывке Тора раскрывает нам систему жизнеобеспечения Израиля. В этой системе труд не является причиной материального благополучия, причиной благополучия является выполнение воли Творца. Другими словами, Израиль, он «не от мира сего». Обычный человек может есть что он хочет и когда он хочет, главное, в разумных пределах. Но для Израиля некоторые виды из этого рациона несут смерть. Устои Израиля и его жизненная сила - Всевышний. Как сказано в Дварим (32:9): «Ибо доля Господа – народ Его; Яаков – наследственный удел Его».

Поэтому, нет равных по силе Израилю, ибо сила его - божественная. Но, с другой стороны, если Израиль теряет свою силу, перестаёт быть уделом Всевышнего - у него нет удела среди устоев и закономерностей, по которым живёт остальное человечество. Он падает, и падение его потрясает своей тотальностью.

Это то, что нам сказал раби Йоханан бен Закай. Когда Израиль с Б-гом, нет ему равных, но когда он без Него, - животные и то его важнее.