Р. леви ицхак канторович
МОШИАХ


Часть 2


В предыдущей статье мы пытались разобрать, в чём ценность времени в пост-мессианскую эпоху, и почему так важно ждать Мошиаха. В этой статье постараемся понять, в чём суть этого этапа, и какую именно роль он играет в реализации плана Всевышнего.


Думаю, что всем известна временная структура нашего мира. «Мир действия», в котором мы находимся, является, как называют его наши мудрецы, «коридором перед миром грядущим». Суть его - дать нам возможность удостоиться блага будущего мира. В этом мире практически нет награды за наши действия, но она ждёт нас в грядущем мире во всем ее совершенстве.

В будущем мире нет никакой возможности заслужить что-либо, что-то заработать, помимо того, чего мы смогли достичь в «мире действия». Это мир вознаграждения, получения блага от Творца.

Однако к какому периоду можно отнести время прихода Мошиаха? С одной стороны, написано (Рамбам, законы о царях и о войне, 12:5):
«В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии, и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного».
Конечно, такой порядок вещей не характерен для мира, про который сказано «в поте лица твоего будешь есть хлеб». Но и с миром грядущем он также не соотносится. Потому что вознаграждением того мира является не земное изобилие, а наслаждение от близости Самого Творца.

Поэтому, период прихода Мошиаха, всё-таки относится к «миру действия», но с некоторыми изменениями. Все общепринятые ценности и структуры, связанные с благоустройством этого мира, как например коммунизм, капитализм, или даже сионизм (в качестве системы обеспечения), будут уже не нужны, так как уйдут трудности с обеспечением материальных потребностей. «Весь мир будет занят только познанием Всевышнего».

В принципе, нечто подобное этому периоду уже было в истории человечества. Сеять нужно было один раз в сорок лет, климат был идеальный, стабильный, яства были в изобилии. Но стремлением людей, живших в то время, к сожалению, стало не познание Творца, а, напротив, они погрязли в собственных вожделениях, совершенно забыв о Создателе. Как результат, Творец послал потоп, и все люди, кроме Ноаха и его семьи, были стёрты с лица земли.
Конечно, в период прихода Мошиаха, такого не произойдёт.
Потому что в то время с нами будет находиться великий человек, Мошиах, целью которого будет направить желания и стремления людей к познанию Творца. Тут пришло время задать вопрос, который мы уже спрашивали в прошлой статье. Почему поменять стремления людей, породить в них единственное желание познать Всевышнего, и служить Ему, должен именно человек, Мошиах?

В Мидраш Раба мудрецы поясняют слова, сказанные в книге Псалмов (89): «Там нашёл я Давида раба моего». Сказал рав Ицхак : Где я нашёл его? В Сдоме! Сдом - это единственное место, жители которого настолько прогневали Всевышнего своими поступками, настолько отдалились от Него, что не нашлось им другого наказания, кроме как прекратить их существование в этом мире. Их злые деяния не только разрушили их духовный мир, но и повлияли на место, где они жили. До сих пор это место не пригодно для строительства. И именно в этом месте берёт своё начало Мошиах.

Цель Мошиаха - раскрыть нам божественный свет, даже в самых тёмных местах нашего мира. И никакое зло не противоречит его правлению. Поэтому он берёт своё начало из одного из самых нечистых мест: чтобы иметь возможность увидеть божественный свет даже в самой густой тьме.

И поэтому в мире должен появиться именно человек, глядя на которого, или зная о котором, мы сами, собственным трудом сможем возвыситься над материальным, и возжелать того божественного света, который будет нести нам Мошиах.

Сказано, что мудрецам Торы нет покоя ни в этом мире, ни в будущем. В этом мире они трудятся над изучением Торы, чтобы понять и раскрыть волю Всевышнего. Поэтому в мире грядущем они удостоятся постоянного, бесконечного раскрытия единства Творца. И, как говорят нам наши учителя, только тот, кто трудился и старался познать Всевышнего в этом мире, сможет раскрыть Его для себя ещё больше в дни прихода Мошиаха.

Дай Б-г нам всем, чтобы главной нашей целью и заботой было бы желание раскрыть для себя Всевышнего!