р. леви ицхак канторович
Основы
Часть 2


В прошлой статье у нас остался открытым вопрос: если именно человек сотворен для того, чтобы получить благо от Творца, то почему он не получает это сразу, как только появился на свет? Почему сначала он должен был выполнить заповеди и только лишь потом наслаждаться единением с Творцом?


Рамхаль в книге «Путь Творца» пишет так:
«Для того, чтобы благо (ради получения которого создан человек) было идеальным, постановила Высшая мудрость (Вс-него), чтобы человек обладал этим благом по праву, заслужив его самостоятельно».
Поясним.

Представим себе двух людей, получающих удовольствие от обладания двумя идентичными предметами. Это может быть автомобиль, квартира, или даже нечто более духовное. Например, наслаждение властью. Однако между ними есть разница: первый заработал эту вещь собственным трудом, а второй - получил её в подарок, или каким-то иным законным образом, но не трудился для её приобретения. Говорит Рамхаль, что удовольствие первого будет более полным и совершенным, чем удовольствие второго!

Что именно мешает второму в полной мере насладиться тем, что он имеет? Наши мудрецы объясняют: ему мешает чувство стыда.

Однако эти слова мудрецов также требуют разъяснения. Можно заключить из их слов, что необходимость в процессе служения и выполнения заповедей существует исключительно в результате того, что у человека есть чувство стыда. Что странно: зачем Творец изначально создал в человеке чувство стыда, которое, казалось бы, только мешает реализации цели творения?!

Постараемся понять.

Всё познаётся в сравнении. Чувство боли позволяет нам больше ценить, и получать удовольствие в тот момент, когда боль утихает. Невзгоды, связанные с бедностью, дают нам возможность больше ценить благополучие. (Наверное уместно сказать, что боль и бедность здесь используются только для примера, потому что изначально они не должны были присутствовать в нашем мире, а появились только лишь после греха первого человека). Также потенциальная возможность ощутить чувство стыда - даёт возможность человеку в полной мере насладиться тем, что он приобрёл собственным трудом.

Однако в идее, что человек должен быть хозяином своего блага, и получать его, заслужив - есть и более глубокий аспект. Продолжает Рамхаль так:
«Смотри: ибо это (то, что человек должен быть хозяином своего блага) можно назвать подобием, насколько это возможно, совершенству Вс-вышнего, благословен Он. Ибо Он совершенен сам по себе, не случайно. Однако этого (обязательного совершенства, исключающего любые недостатки) не может быть ни в ком, кроме Него. Но, чтобы уподобиться Ему хоть немного, нужно чтобы (человек) сам приобрел совершенство и избавился, насколько это возможно, от своих недостатков»
Постараемся пояснить. В предыдущей статье мы писали, что истинное и совершенное благо - это и есть сам Творец. Он создал человека, чтобы поделиться с ним Своим благом. Соответственно, получение этого блага зависит от того, насколько человек сможет приблизиться ко Вс-вышнему, и будет с Ним единым.

Даже в нашем материальном мире действует правило, что только тождественные вещи могут быть максимально едины. Например, если мы возьмём две ровные пластины, и положим одну на другую, то их совместимость будет зависеть от того, насколько они в точности подогнаны одна к другой. Поэтому, в служении Вс-вышнему, мы совершенствуем себя чтобы уподобиться Ему, и, тем самым, достичь единства с Ним.

Однако всё ещё не понятно: если Вс-вышний сотворил человека, чтобы поделиться с ним Своим благом, то почему человек сам должен приобретать совершенство и уподобляться Творцу? Ведь можно было бы создать человека насколько возможно подобным Вс-вышнему, без недостатков. И, тем самым, была бы сразу реализована цель творения!

Поэтому, говорит Рамхаль, если бы человек был создан изначально максимально совершенным, то, наоборот, в этом бы заключалась причина отличия человека от Вс-вышнего. Ибо Его совершенство не позаимствовано ни от кого. Поэтому человек изначально был создан с недостатком, чтобы самому стать хозяином своего совершенства, и тем самым добиться максимального подобия с Творцом!

Ну, а дорога, которая ведёт нас к этому совершенству и подобию - это и есть заповеди. Повелительные заповеди придают нам «образ» и подобие, а запретительные заповеди ограждают нас от разрушения того, что мы строим.